Правила осуществления контроля по ч. 5 и ч. 5.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ

С 13 августа 2020 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утратило силу постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367, ранее регулировавшее аналогичные вопросы.

В данном материале рассмотрим ключевые изменения, представляющие наибольшую значимость для целей практического применения.

Согласно новым правилам объектами контроля являются отдельные документы, которые образуются в рамках закупочной деятельности заказчиков, а именно:

– планы-графики закупок;
– отдельные приложения к плану-графику (в закрытых процедурах);
– извещения об осуществлении закупок;
– выписки из приглашений принять участие в закрытом способе определения поставщика;
– итоговые протоколы по закупкам;
– проекты контрактов, направляемых участникам посредством ЕИС;
– выписки из проектов контрактов, направляемых участником (в закрытых закупках).

Прим.: несмотря на то, что в рамках рассматриваемого постановления Правительства РФ к объектам контроля не отнесены уже заключенные контракты и сведения об их исполнении (изменении, расторжении), такие информация и документы всё же подлежат проверке. Указание на это содержится в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

Перечисленные документы проверяются органами контроля в части информации об объеме финансового обеспечения (в том числе в целях реализации национальных и федеральных проектов) и об идентификационных кодах закупок.

Контроль преимущественно происходит автоматически при размещении информации, однако постановлением Правительства РФ № 1193 предусмотрены и отдельные исключения, когда документы передаются на бумажном носителе непосредственно в орган контроля. Так, пп. «з» п. 4 Правил контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1193, к объектам контроля отнесены некоторые проекты контрактов, направляемых участнику без использования ЕИС. Указанное правило касается контрактов, заключаемых в рамках осуществления отдельных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно, на основании пунктов: 2, 3, 6, 7, 10–14, 16, 17, 19, 22, 31–33, 35, 37–39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Из них достаточно широко распространены на практике пункты 2, 6 и 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть:

– закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ;
– закупки работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только лицами, наделенными исключительными полномочиями;
– аренда.

Требование об обязательном прохождении контроля распространяется абсолютно на всех заказчиков, которые заключают контракты на основании указанных пунктов ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Отдельно необходимо отметить, что в отношении «малых закупок» до 600 тысяч рублей по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ проведение контроля не предусмотрено.

Сам же порядок осуществления такого контроля заключается в нижеследующем. Прямо предусмотрено, что заказчики направляют в орган контроля проект контракта без подписи лица, с которым он заключается. А должен ли проект контракта содержать подпись заказчика? Данный вопрос не урегулирован. Однако применяя аналогию с правилами контроля, например, проектов контрактов, направляемых участнику посредством ЕИС, видим на этапе такого направления подпись заказчика также отсутствует. Следовательно, можно предположить, что проект направляется без подписей обеих сторон.

Проект контракта направляется на бумажном носителе в трёх экземплярах и при наличии технической возможности – на съемном машинном носителе. Примечательно, что цель направления именно трех экземпляров такого документа, а также их дальнейшая судьба Правилами контроля также не определены.

Стоит полагать, что указанные проекты после прохождения проверки распределяются между всеми участниками данного правоотношения по одному экземпляру каждому (органу, осуществляющему контроль, заказчику и лицу, с которым заключается контракт). В связи с тем, что вопросы, касающиеся: способа направления на контроль; требования о наличии/отсутствии подписи заказчика; условия о распределении отдельных экземпляров проекта контракта – прямо не урегулированы, особенности такого взаимодействия с заказчиками, в том числе порядок обмена документами, могут быть установлены внутренней инструкцией органа, осуществляющего контроль. 

Что касается сроков проведения такого мероприятия: предусмотрено, что орган контроля не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения проекта контракта проводит проверку, по результатам которой формирует уведомление о соответствии контролируемой информации. Если контролирующий орган выявит несоответствие, то о таком факте формируется соответствующий протокол.

Важно учитывать, что в случае неполучения заказчиком уведомления о соответствии контролируемой информации проект контракта участнику не направляется. В отношении объектов контроля, которые открыто публикуются в ЕИС, предусмотрены следующие сроки и правила проверки:

– контроль планов-графиков осуществляется не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем его поступления на проверку. Если информация об объёме финансового обеспечения и идентификационные коды закупки верны, то план-график автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента формирования уведомления о соответствии контролируемой информации;

– контроль извещений, протоколов и проектов контрактов производится в срок, не превышающий 1 часа с момента поступления соответствующего документа на проверку, и при условии соответствия требованиям, документ не позднее 1 часа с момента формирования отметки о соответствии контролируемой информации автоматически публикуется в ЕИС.





Наши счастливые клиенты!

Еще отзывы в Я.Справочникe


Стать счастливым клиентом


Бизнес-школа закупок и продаж "Закон.гуру"

+7 (495) 669-98-49 (платные услуги), e-mail: info @ zakon.guru
Гагарина Н.В. (ИНН 710606048140)

Следите за нашими новостями

Полное и частичное использование материалов сайта, в том числе их частичное копирование (цитирование), запрещено. Допускается ссылаться на материалы сайта в сети "Интернет" с использованием активной гиперссылки. Иное использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия правообладателя.