Порядок обоснования НМЦк на закупку медицинских изделий по Закону № 44-ФЗ

С 31 августа текущего года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» (далее – Приказ № 450н).

Новый акт подлежит обязательному применению при закупках любых медицинских изделий за исключением ряда случаев, прямо указанных в рассматриваемом приказе, а именно – предусмотрено, что его положения не распространяются на приобретение: – медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения из ПВХ пластиков, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска иностранных товаров, в соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 № 102; – медицинских изделий, поставляемых по государственному оборонному заказу; – медицинских изделий, являющихся радиоэлектронной продукцией, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции, в том случае, когда заказчиком установлены ограничения допуска иностранной продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Важно обратить внимание, что руководствоваться Приказом № 450н обязаны не только лечебно-профилактические учреждения, но и любые заказчики, которые осуществляют закупки медицинских изделий.

В связи с этим необходимо в первую очередь установить, является приобретаемый товар медицинским изделием или нет. Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые: 

– инструменты;
– аппараты;
– приборы;
– оборудование;
– материалы;
– прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное ПО <…>

При этом согласно ч. 4 указанной статьи на территории Российской Федерации допускается обращение медицинских изделий только при условии прохождения надлежащей государственной регистрации, что подтверждается специальным документом – регистрационным удостоверением (п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий»).

Следовательно, в случае, если заказчиком планируется осуществление закупки продукции, которая зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации медицинского изделия, и имеющей соответствующее регистрационное удостоверение, то заказчику необходимо при обосновании цены руководствоваться нормами Приказа № 450н.

Отдельной особенностью рассматриваемого приказа является то, что его положения распространяются в том числе на определение стоимости расходных материалов и услуг по техническому обслуживанию медицинского изделия на период гарантийного срока его эксплуатации, который устанавливается заказчиком в соответствии с эксплуатационной документацией и должен составлять не менее 12 месяцев. А в случае, если информация о наличии или длительности такого срока отсутствует, то заказчику следует самостоятельно установить период, равный 24 месяцам со дня передачи ему изделия.

Что касается самой потребности в расходных материалах и (или) услугах, то их объем определяется заказчиком с учетом планируемой интенсивности эксплуатации изделия.

Стоит отдельно отметить, что Приказ № 450н не регулирует вопросы формирования лотов, а следовательно, правила расчета стоимости расходных материалов и технического обслуживания будут для заказчика обязательными в том случае, если их приобретение обусловлено требованиями будущей закупки. Наличие в указанном акте данной нормы вовсе не означает, что заказчик обязан всегда покупать медицинские изделия в комплекте с услугами по техническому обслуживанию и расходными материалами. Ниже рассмотрим, каким образом должно осуществляться обоснование цены.

Приказом предусмотрено, что заказчику для этой цели необходимо рассчитать средневзвешенное значение (либо значение, которое не превышает средневзвешенное) на основании собранных им цен без учета НДС, а для этого следует воспользоваться одним или совокупностью следующих методов: метода анализа рынка и (или) «иного» метода. Последний метод заключается в использовании информации, содержащейся в реестре контрактов, об исполнении участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек.

При этом установлено, что заказчиком учитываются не менее 3 цен по заключенным и исполненным в течение 3 лет контрактам (имеется в виду, что оба момента (заключение и исполнение) должны попадать в границы 3-летнего периода), содержащимся в реестре контрактов, заключение и исполнение которых осуществлены на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и (или) на территории сопредельных субъектов РФ (в пределах одного федерального округа). Если же контракты на поставку идентичных ТРУ, подходящие под описанные выше условия, в реестре контрактов отсутствуют, то заказчик учитывает не менее 3 цен из реестра контрактов за тот же период, но уже без «привязки» к территории.

Сама конструкция формулировки «иного» метода представляется не очень удачной, поскольку содержит в себе указание на некого «участника закупки», кроме того, имеющего определенный опыт надлежащего исполнения контрактов за установленный период времени, что закономерно вызывает отдельные вопросы, главный из которых – о каком участнике идет речь, ведь обоснование цены осуществляется до начала закупки?

Примечательно, что аналогичная формулировка уже фигурирует в Законе № 44-ФЗ, а именно – в части регулирования механизмов антидемпинга, где такое подтверждение свидетельствует о добросовестности участника. Однако есть большая разница, обусловленная тем, что соответствие антидемпинговым мерам подтверждается участником в отношении самого себя и в рамках конкретной процедуры закупки. А вот применительно к определению цены использование такой конструкции представляется спорным и фактически сводит обоснование цены только лишь к методу сопоставимых рыночных цен. Тем не менее в целях минимизации рисков можно порекомендовать заказчикам использовать сведения о ценах из реестра контрактов в качестве одного из источников информации в рамках метода анализа рынка.

Что касается вопросов системы налогообложения, то для корректности отображения соответствующей информации в коммерческих предложениях, поступающих заказчику по его запросу, заказчикам рекомендуется разработать типовую форму запроса о предоставлении цен, включающую в себя обязательное указание таких сведений, например, в формате: «без НДС» либо «в том числе с НДС _____ %».

Кроме стандартного порядка расчета цен, Приказом № 450н также предусмотрены отдельные случаи, на которые его положения распространяются, но предусматривают особенности, а именно установлено, что:

1) обоснование цен на технические средства реабилитации по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, осуществляется посредством метода сопоставимых рыночных цен. (Для таких целей распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р установлен закрытый перечень источников ценовой информации.)

2) при закупках у единственного поставщика в соответствии с пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе определить цену исключительно методом анализа рынка.

3) при закупках медицинских изделий, для которых установлено государственное регулирование цен, цены на которые включены в государственный реестр предельных отпускных цен, цена устанавливается посредством тарифного метода либо метода анализа рынка (но цена единицы медицинского изделия в таком случае не должна превышать цену, определенную тарифным методом).





Наши счастливые клиенты!

Еще отзывы в Я.Справочникe


Стать счастливым клиентом


Бизнес-школа закупок и продаж "Закон.гуру"

+7 (495) 669-98-49 (платные услуги), e-mail: info @ zakon.guru
Гагарина Н.В. (ИНН 710606048140)

Следите за нашими новостями

Полное и частичное использование материалов сайта, в том числе их частичное копирование (цитирование), запрещено. Допускается ссылаться на материалы сайта в сети "Интернет" с использованием активной гиперссылки. Иное использование материалов с сайта возможно только с письменного согласия правообладателя.