Сведения о товаре в заявке участника

Сведения о товаре в заявке участникаС 01.01.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ принципиально изменен подход к содержанию заявки в электронных процедурах. Речь идет об указании сведений о товаре, предлагаемом участником к поставке либо к поставке (использованию) при выполнении работ, оказании услуг. 

Нужно отметить, что принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 449 в ближайшее время породит большое многообразие противоречивой административной практики, которая, в отдельных случаях, к сожалению, закончится возложением административной ответственности на должностных лиц заказчиков и членов комиссий

Страна происхождения товара


С 01.01.2020 участник обязан представлять сведения о стране происхождения каждого товара, вне зависимости от применения заказчиком актов об импортозамещении, а заказчик обязан требовать предоставление указанных сведений в заявке. Однако, не все так просто!

Для разных процедур закупок установлены разные правила. Так, с 01.01.2020 для конкурса, аукциона и запроса предложений Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о предоставление страны происхождения товаров, предлагаемых участником закупке к поставке, в том числе поставляемых (прим.: ранее в Законе № 44-ФЗ было указано “используемых”) при выполнении работ, оказании услуг. 


Для запроса котировок с 01.01.2020 вообще ничего не поменялось: сведения о стране происхождения товара в заявке заказчик может требовать только в случае применения актов об импортозамещении. Причем в запросе котировок по-прежнему применяется слово “используемый”, а не “поставляемый”. Для запроса котировок, проводимого с 01.07.2020 по новым правилам, все еще более непонятно: Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о том, что в составе заявки должны быть указаны сведения о стране происхождения “поставляемого” товара, но данные сведения включаются в заявку случае, когда при выполнении работ (оказании услуг) “используется” товар.

Поставляемый или используемый товар: в чем разница?

К сожалению, нормативно не закреплено отличие “используемого” и “поставляемого” товара. При этом совершенно очевидно, что при внесении изменений в Закон № 44-ФЗ в этой части, преследовалась цель исключить необоснованное затребование заказчиками характеристик по огромному перечню товаров, в том числе принципиально не важных заказчику, с целью отклонения заявок “неугодных” участников закупки, когда предметом закупки выступают работы или услуги.

Наиболее распространенный случай - закупки по текущему ремонту, при которых заказчиками в составе заявки требуются показатели практически по всем товарам из сметы. При этом делается это таким образом, чтобы правильно заполнить заявку могли только ограниченное число участников. Как правило,  1-2 участника закупки. Остальные же должны допустить ошибки, чтобы их заявки по формальным причинам были отклонены.

В обывательском понимании можно привести следующее различие “поставляемых” и “используемых” товаров между собой:

Поставляемые товары - это те, которые передаются участником заказчику самостоятельно и не расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, медицинское оборудование, мебель и т.д.).

Используемые - это те товары, которые расходуются при выполнении работ, оказании услуг (например, моющее средство, обои, клей, краска и т.д.).

Косвенными признаками поставляемых товаров являются: самостоятельный учет указанных товаров заказчиком, в том числе постановка их на баланс, передача товаров по товарным накладным и т.д. Однако, отсутствие таких признаков не свидетельствует о том, что товар “используется”, а не “поставляется”.

Как указывать страну происхождения товара?

До 01.07.2020 сведения о стране происхождения товара могут быть предоставлены участником в любом формате. Например, “РФ”, “Россия”, “Российская Федерация”. Участник при указании сведений о стране не обязан использовать общероссийский классификатор стран мира, а заказчик не вправе устанавливать требования о предоставлении сведений о стране в соответствии с таким классификатором. Все это справедливо для случая, когда сама электронная площадка не обязывает участника предоставить сведения о стране происхождения товара по классификатору.

С 01.07.2020 страна должна быть указана участником в соответствии с общероссийским классификатором. Во всяком случае такое требование на день написания настоящей статьи установлено на процедуры запроса котировок в электронной форме. Убеждены, что аналогичное требование также будет установлено для электронных конкурсов и аукционов, т.к. алгоритм работы электронных площадок должен быть единым. Соответственно, указание страны происхождения товара в формате “РФ” с 01.07.2020 будет недопустимо и должно влечь за собой отклонение заявки участника.

Характеристики (конкретные показатели) товаров

Характеристики товара должны предоставляться участником в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, составленной заказчиком. В данной статье мы не будем углубляться в вопрос о том, как и какие показатели должны предоставляться участником в том или ином случае. Это все очень индивидуально и зависит от многих составляющих. Если у Вас есть вопросы по заполнению заявки, Вы можете обратиться в Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” для их решения, в том числе по WhatsApp. Однако, мы обычно не занимаемся заполнением заявки со стороны участника.

Конкретные показатели по товарам должны предоставляться во всех случаях.

Исключений всего два:

  1. Заказчиком при описании товара использовался товарный знак, т.е. товарный знак был непосредственно указан в техническом задании. Со словами “или эквивалент” или без этих слов значения не имеет. Если участник соглашается поставить (использовать) товар с товарным знаком, указанным заказчиком, то по данному товару участник может не предоставлять каких-либо показателей вовсе, даже в том случае, если указанные показатели представлены заказчиком в техническом задании в виде диапазонных значений. 

    Например, заказчик в техническом задании пишет: “Ноутбук HP или эквивалент. Цвет черный и серебристый”. Участник, согласившийся поставить ноутбук HP, вправе не предоставлять значение по его цвету, однако обязан предоставить сведения о стране его происхождения (например, “Китай”). Контракт с участником будет заключен в рассматриваемой ситуации на следующих условиях “Ноутбук HP. Цвет черный и серебристый. Про-во: Китай”. В ходе исполнения контракта участник вправе поставить ноутбук любого из указанных цветов, в том числе часть ноутбуков (если техническом задании предполагалась поставка нескольких ноутбуков) одного цвета, а часть другого.
     
  2. Если заказчиком в качестве технического задания использовалась проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Например, это может быть случай закупки работ по капитальному ремонту, где смета на капитальный ремонт выступает проектной документацией в понимании Закона № 44-ФЗ и ГрК РФ. О том, как отличить капитальный ремонт от текущего читайте в нашей специальной статье. В указанном случае ни характеристики товаров, ни сведения об их стране в составе заявки не предоставляются. До 01.07.2020 данное правило применяется только при проведении заказчиком электронного аукциона и не применяется в конкурсе и запросе котировок. С 01.07.2020 данное правило будет применяться также  для запроса котировок и, скорее всего, для конкурса, т.к. процедуры закупок должны быть едиными. Однако, на дату написания настоящего материала не принято изменений, касающихся электронного конкурса.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

 

 

Комментарии Disqus