Приемка с незначительными отступлениями возможна?

В практике закупок в рамках Закона № 44-ФЗ довольно часто встречаются случаи, при которых поставщик не имеет возможности поставить продукцию, полностью соответствующую условиям контракта. Причин этому может быть множество, но назовем две основные.

Первая причина (объективная): подавая заявку на участие в закупке, поставщик исходил из того, что он сможет поставить продукцию с требуемыми заказчиком характеристиками, но при исполнении контракта выяснилось, что сделать это невозможно (например, в отношении заказчика введены санкции и производитель не осуществляет отгрузку; товар, который был заявлен в заявке больше не выпускается и на складе имеется точно такая же продукция, но уже другого модельного ряда и с незначительными изменениями по характеристикам, в том числе лучшую сторону);

Вторая причина (субъективная): заказчик при осуществлении закупки «списал» характеристики с товара конкретного производителя, при этом установленные требования не подтверждаются (и не могут быть подтверждены) документацией на тот товар, который был предложен участником. Иными словами, не понимая до конца соответствует ли предлагаемый к поставке товар установленным заказчиком требованиям, участник просто заполнил заявку на участие таким образом, чтобы быть допущенным. Его допустили, он выиграл, а на момент поставки не может документально подтвердить, что по отдельным требованиям, указанным в заключенном контракте, продукция полностью соответствует.

Как же поступать в указанных ситуациях? Может ли заказчик принять продукцию, если та незначительно отличается от показателей, установленных в контракте? Спойлер: нет, не может, без внесений изменений в контракт и подписания с поставщиком дополнительного соглашения к контракту. Рассказываем почему и, как всегда, приводим конкретные примеры.

Что предусматривает Закон № 44-ФЗ?

Исполнение любого контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ, регулируется, как известно ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Часть 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусматривает:

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Давайте внимательно прочитаем данную норму.

Заказчик «вправе» не отказывать в приемке, если выявил хоть какое-то несоответствие. Иными словами, он вправе сразу «не посылать поставщика куда подальше», а дать ему возможность устранить выявленные недостатки в продукции. Однако, слово «вправе» не означает, что заказчик вправе принять продукцию, если выявленное несоответствие не препятствует приемке. Нет, он не может принимать продукцию, имеющую хоть какое-то незначительное отступление от контракта и, внимание (!!!), не вправе принимать продукцию, если не имеет документального подтверждения ее соответствия всем условиям контракта. Заказчик может принять продукцию только после того, как все несоответствия будут устранены (см.: «…и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»). Под устранением также понимается подтверждение поставщиком исполнения требований контракта. Например, в контракте установлен перечень требований к поставляемой продукции. По отдельным из них есть подтверждение в предоставленных поставщиком документах, а по другим – нет. Поставщик и заказчик не могут говорить о том, что если заказчик не располагает информацией о несоответствии, то он обязан осуществить приемку.

Приведем конкретный пример.

Контролеры не могут заставить заказчика принять продукцию

Суть дела: Заказчик (учреждение здравоохранения) закупало медицинские изделия. По результатам закупки был заключен контракт, поставщик отгрузил товары. В ходе их проверки заказчик не смог удостовериться в том, что все они полностью соответствует условиям заключенного контракта (вязкость не менее 4000 мПа/с; pH 6,8 - 7,6; в отношении аллергенности отсутствовала информация в сопроводительных документах на товар (характеристика не подтверждена); комплектация: стеклянный шприц, стерильная канюля отсутствует) и отказал в приемке, предоставив участнику возможность подтвердить соответствие иными документами, предоставление которых не было предусмотрено контрактом. В частности, провести экспертизу поставляемой продукции.

Несогласный с указанным решением поставщик обратился с жалобой в контролирующий орган. Контрольный орган провел проверку действий заказчика и вынес заказчику представление об устранении нарушении, фактически обязав заказчика осуществить приемку продукции. В случае неисполнения представления заказчику грозила ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. По мнению контролеров, право запрашивать у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, предоставлено Законом № 44-ФЗ лишь экспертам, экспертным организациям, но не приемочной комиссии заказчика. Заказчик может затребовать от поставщика только те документы, которые предусмотрены в контракте. Если из указанных документов прямо не подтверждается соответствие поставляемых поставщиком товаров условиям контракта, то заказчик обязан осуществить приемку.

Заказчик не согласился с указанными доводами, обратился в суд и выиграл все 3 инстанции (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2022 по делу № А28-9211/2021)

Комментарии Disqus