Понятие контрактной системы

Понятие контрактной системыЗаконодатель исходил из того, что контрактной системой должны быть урегулированы все стадии закупочного процесса. Она должна не только регулировать процедуру выбора поставщика для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и регулировать весь закупочной процесс, начиная от планирования закупки и заканчивая исполнением контракта. Контрактная система охватывает достаточно широкий круг отношений: планирование, бюджетирование, осуществление закупки, заключение и исполнение контракта. Помимо этого, контрактной системой регулируются сопутствующие закупкам меры: контроль, мониторинг и аудит, которые распространяются на названные выше отношения. 

Контроль в контрактной системе достаточно жесткий. Это нужно понимать как лицам, работающим на стороне заказчика, так и лицам, представляющим поставщика. Система контроля в рамках контрактной системы выстроена на всех уровнях бюджетной системы: федеральном, региональном, муниципальном. К сожалению, позиции контрольных органов по одним и тем же вопросам на разных уровнях бюджетной системы, а также контрольных органов, осуществляющих свою деятельность в рамках одного уровня бюджетной системы, могут существенно отличаться. В частности, нет единой позиции среди контролирующих органов по вопросу о том, как должен поступить заказчик при подаче участником, применяющим УСН, заявки с ценой, равной НМЦк (в структуру которой уже включен 20% НДС): уменьшать цену контракта с ним на сумму НДС при заключении или нет? Это порождает противоречивую правоприменительную практику. Поэтому иногда специалисты, давно работающие в сфере госзакупок, говорят: “Законов о контрактной системе у нас столько, сколько субъектов Российской Федерации”. И, к сожалению, данный вывод действительно имеет право на существование. 

Чтобы разобраться с контрактной системой, мало знать сам Закон № 44-ФЗ, а также все подзаконные нормативные правовые акты, принятые в его развитие, коих великое множество. При принятии того или иного решения заказчикам и поставщикам нужно обязательно руководствоваться практикой контрольных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором проводится закупка.

Для сведения: Консультационный центр в сфере закупок “Закон.гуру” обобщает и систематизирует правоприменительную практику при оказании консультационных услуг, что помогает клиентам принять взвешенные и обоснованные решения при любых сложных ситуациях. Проверить квалификацию сотрудников центра может совершенно бесплатно, задав интересующий вопрос через WhatsApp.


Однако, вернемся к разбору контрактной системы и выстроенной в рамках нее системы контроля.

Контроль осуществляется за каждой вышеназванной стадией закупочного процесса. При этом каждую стадию контролирует соответствующий орган. Например, Федеральная антимонопольная служба контролирует стадию определения поставщика и заключения контракта. После заключения контракта полномочия антимонопольной службы фактически закачиваются. Дальше исполнение контракта контролируют органы внутреннего финансового контроля.

Помимо контроля контрактной системой предусматривается также осуществление мониторинга и аудита закупок. Если выражаться бытовым языком, то мониторинг - это самые безобидные мероприятия для заказчика, применяющего Закон № 44-ФЗ. Потому что мониторинг не предполагает каких-либо прямых последствий для него. Мониторинг - это система наблюдений за тем, как функционирует контрактная система, где и какой нормативный акт нуждается в корректировке, какие изменения необходимо внести в Закон № 44-ФЗ и т.д. Иными словами, мониторинг не оценивает закупки конкретного заказчика.

Аудит - это совсем другая история. На федеральном уровне аудит осуществляет Счетная палата Российской Федерации, на уровне субъекта РФ - контрольно-счетные органы субъекта РФ, на муниципальном уровне - контрольно-счетные органы муниципального образования. В рамках аудита проверяется деятельность конкретного заказчика с точки зрения эффективности проводимых им закупок. Так, например, с точки зрения Закона № 44-ФЗ закупка может быть проведена совершенно законно, с соблюдением всех установленных к ней требований, но не эффективно. В частности, продукция может быть куплена по завышенным ценам при выполнении всех формальных условий по обоснованию НМЦк. Еще пример: продукция заказчиком куплена, но не используется, а просто лежит на складе. Очень часто это происходит при централизованных закупках, когда грузополучатели получают продукцию, но не имеют специалистов, которые могут работать на поставленном оборудовании.

Если Вы столкнулись с проверкой и не согласны с доводами проверяющего, Вы всегда можете обратиться в наш консультационный центр за консультацией и оформлением правового заключения по тому или иному вопросу. Ждем Ваших вопросов и желаем удачных закупок!

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

 

 

Комментарии Disqus