Максимальное значение цены контракта на поставку бензина

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» по роду своей деятельности оказывает консультационные услуги заказчикам и поставщикам по вопросам, связанным с проведением регламентированных закупок и участием в них. Как-то в Центр обратился представитель заказчика с достаточно интересным вопросом, связанным с заключением контракта на поставку ГСМ. Суть вопроса состояла в применении заказчиком положений постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 (далее – Постановление № 19) при закупке ГСМ с определенным объемом. Пример технического задания заказчика приведен ниже.

Техническое задание на закупку ГСМ

Ситуация заключалась в том, что уполномоченный орган заказчика и сам заказчик различно смотрели на вопрос определения в контракте максимального значения цены контракта. Уполномоченный орган полагал, что максимальное значение цены контракта должно определяться на основании значения начальной (максимальной) цены контракта и сразу же включаться в проект контракта и в документацию о закупке. Выдержка из проекта контракта, подготовленного уполномоченным органам, приведена ниже.

Максимальное значение цены контракта в контракте уполномоченного органа

Напомним, что закупка ГСМ в рассматриваемом случае проводилась именно с определенным объемом! Заказчик же, напротив, считал, что максимальное значение цены контракта должно определяться после завершения процедуры закупки на основании цены победителя. Выдержка из проекта контракта заказчика приведена ниже.

Максимальное значение цены контракта в контракте заказчика

Центру закупок и продаж «Закон.гуру» была поставлена задача письменно аргументировать свою позицию по данному вопросу. Подготовка соответствующего заключения легла в основу настоящей статьи. Сразу отметим, что мы не согласились с позицией уполномоченного органа и также немного не согласились с проектом контракта, подготовленным заказчиком (собственно, нашим клиентом), и вот почему.

Вопрос об указании максимального значения цены контракта при определении в документации о закупке конкретного количества закупаемого топлива, к сожалению, не является однозначным. Проблема заключается в различном толковании участниками контрактной системы норм Закона № 44-ФЗ в части возможности либо невозможности снижения в ходе осуществления конкурентных процедур максимального значения цены контракта, установленного в документации. Из системного толкования норм законодательства о контрактной системе Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что при закупках автомобильного топлива снижение максимального значения цены контракта возможно. Иное толкование приводило бы к невозможности осуществления заказчиком закупки топлива с определенным объемом. При этом осуществление заказчиком закупки топлива с неопределенным объемом в большей степени соответствует нормам Закона № 44-ФЗ, чем закупка топлива с определенным объемом.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан указать в контракте конкретную цену, которая является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Исключение составляют 2 случая:

1) проведение заказчиком закупки с неопределенным объемом (в данной ситуации заказчик указывает в контракте максимальное значение цены контракта, которая не снижается в ходе проведения конкурентной процедуры закупки);

2) в случаях, определенных Правительством РФ, заказчик устанавливает в контракте ориентировочного значения цены контракта либо формулу цены и максимальное значение цены контракта из в документации о закупке.

Разберем последнее исключение.

Правительством РФ не установлены случаи, при которых заказчики обязаны определять в контракте ориентировочное значение цены контракта. При этом Постановлением № 19 установлены случаи, когда документация о закупке для целей заключения контракта должна содержать формулу цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, в частности, относится случай заключения контракта на поставку топлива моторного, в том числе автомобильного и авиационного бензина.

Следует обратить внимание, что максимальное значение цены контракта должно быть определено заказчиком в документации о закупке. При этом Закон № 44-ФЗ не ставит знак равенства между понятиями «максимальное значение цены контракта» и «начальная (максимальная) цена контракта», но и не содержит четкого разграничения между ними. Можно предположить, что «начальная (максимальная) цена контракта» подлежит снижению в ходе проведения конкурентных процедур закупки, а «максимальное значение цены контракта», напротив, не снижается.

В частности, в закупках с неопределенным объемом Закон № 44-ФЗ также использует понятие «максимальное значение цены контракта». Такая цена не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки и в неизменном виде переносится заказчиком в контракт. Соответственно можно считать, что в случае закупки бензина заказчик должен поступать аналогично (в рассматриваемом случае это позиция уполномоченного органа).

Однако, с данной позицией нельзя согласиться по следующим причинам:

  1. Закон № 44-ФЗ устанавливает, что максимальное значение цены контракта не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки только при осуществлении закупок с неопределенным объемом (ч. 2.1. ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на снижение максимального значения цены контракта в иных случаях, в том числе в случаях, установленных Постановлением № 19.
     
  2. Постановление № 19 помимо случая закупки топлива определяет и другие случаи, при которых в документации о закупке должны быть указаны формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, например, относится закупка услуг обязательного страхования (в частности, ОСАГО). Закупки услуг ОСАГО проводятся путем снижения страховой премии страховщика, что и выступает конечной ценой заключаемого контракта. При осуществлении таких закупок заказчики приравнивают максимальное значение цены контракта к цене контракта, предложенной участником закупки, т.е. снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта. Если аналогичный подход не допускается использовать при закупке топлива, то его, следовательно, нельзя использовать и при закупке ОСАГО, т.к. и то, и другое включено в общий перечень, утвержденный Постановлением № 19. Однако, практика правоприменения говорит об обратном: заказчики снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта при закупке ОСАГО.
     
  3. Перенос в неизменном виде максимального значения цены контракта из документации о закупке в контракт с одновременным применением к цене единицы закупаемого топлива понижающего коэффициента, определяемого как соотношение цены, предложенной участником, к начальной (максимальной) цене контракта, отдельно установленной в документации о закупке, создает риск поставки по контракту меньшего объема ГСМ, чем было изначально заявлено в извещении о закупке (при существенном росте отпускной цены на автозаправочных станциях поставщика) и (или) превышения в ходе исполнения контракта цены контракта, предложенной поставщиком (т.к. последняя (в случае закупки уполномоченного органа) не переносится в контракт).
     
  4. Указание в контракте максимального значения цены контракта из документации о закупки без соответствующего включения в контракт цены контракта, предложенной участником закупки, по мнению Центра закупок и продаж «Закон.гуру» не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ в части необходимости заключения контракта по цене, предложенной участником (ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, при осуществлении закупки топлива заказчик вправе допускать снижение максимального значения цены контракта путем приравнивания такой цены к цене, предложенной участником закупки.

Вместе с тем, следует отметить, что формула цены в указанном случае должна предусматривать поставку ГСМ по цене, установленной поставщиком на автозаправочных станциях, но не выше цены за единицу, определенную в результате деления максимального значения цены контракта (цены контракта, предложенной участником) на количество топлива, определенное в документации о закупке (в рассматриваемом примере заказчика такое условие не содержится, что также создает риски исчерпания максимального значения цены контракта при значительном росте цен, когда весь объем топлива по контракту еще не будет выбран).

В заключении следует отметить, что согласно позиции Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668:

если контракт заключен по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены.

Имело ли ввиду Министерство финансов Российской Федерации, что применение указанных изменений невозможно только в случае, когда заказчик осуществлял закупку топлива с неопределенным объемом, либо данное условие действует во всех случаях, в том числе когда заказчик объем закупаемого топлива определил, - сказать сложно. При этом такая позиция создает определенные риски для заказчика при осуществлении проверок его деятельности со стороны органов контроля, которые, например, могут посчитать наличие в контракте (в котором объем закупаемого топлива был определен) любых условий о возможности изменения объема и (или) цены контракта нарушением Закона № 44-ФЗ.

В связи с изложенным, принимая во внимание имеющиеся различия в подходах по вопросу о возможности снижения заказчиком максимального значения цены контракта при осуществлении закупки ГСМ с определенным объемом, а также названную позицию Минфина России, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» рекомендует осуществлять закупку ГСМ без указания конкретного количества закупаемого топлива во всех случаях. Данный вариант закупки полностью исключает любые противоречия.

А как Вы подходите к определению максимального значения цены контракта при закупке ГСМ? Напишите в комментариях!

Комментарии Disqus