Изменение условий контракта в связи с COVID-19

Закон № 44-ФЗ предусматривает право сторон на внесение изменений в заключенный контракт в части изменения цены контракта, в том числе цены единичных расценок товаров, работ, услуг, сроков исполнения контракта и размера аванса (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Указанное право распространяется как на государственные и муниципальные контракты, так и на договоры, заключаемые бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями.

Внести изменения в заключенный контракт можно исключительно в 2020 году (т.е. дополнительное соглашение к контракту должно быть подписано сторонами не позднее 31 декабря 2020 года) и только при условии наличия одобрения на внесение изменений в заключенный контракт со стороны Правительства РФ (для заказчика федерального уровня), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для заказчика уровня субъекта РФ), местной администрации (для муниципального заказчика). Единственный случай, когда не нужно одобрение – изменение сторонами размера аванса, предусмотренного контрактом.

Принять решение об изменении размера аванса стороны могут самостоятельно. Главное, чтобы условие об авансировании было изначально предусмотрено контрактом, а само изменение размера аванса укладывалось бы в предельные значения, установленные нормативными актами Российской Федерации для контрактов соответствующего вида. Например, если для контракта установлен максимально возможный размер аванса в размере 30%, то внести изменения в размер аванса можно, например, с 10% до 30%, но нельзя с 10% до 40%. Нельзя также вводить авансирование  по тем контрактам, по которым изначально предусматривалась постоплата.

Изменять заключенный контракт можно по причине невозможности его исполнения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в случаях, установленных Правительством РФ. На день подготовки материала к публикации Правительством РФ дополнительные основания для внесения изменений в контракт не установлены. Следовательно, условия заключенного контракта можно менять в связи с COVID-19: при наличии причинно-следственной связи между COVID-19 и невозможностью исполнения контракта на первоначальных условиях. Например, поставщик не может своевременно поставить продукцию по контракту в связи с закрытием границ и (или) в связи с отсутствием авиасообшения с иностранным государством, из которого предполагалось осуществить импорт поставляемой продукции. Причины невозможности исполнения контракта могут быть разные. Поставщик должен описать их в обосновании, составляемом в письменной форме. При этом форму самого обоснования законодательство РФ не устанавливает.

До внесения изменений в заключенный контракт поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение исполнения контракта (если изменение повлекло возникновении новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта). Например, если сторонами изменяется срок исполнения контракта и ранее представленное поставщиком обеспечение не распространяется на часть нового срока исполнения обязательств. В этом случае поставщик обязан предоставить по своему выбору новую банковскую гарантию либо определить с заказчиком в контракте новый срок возврата денежных средств, первоначально внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта.

Следует отметить, что ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ не позволяет сторонам вносить изменения в предмет заключенного контракта в части изменения количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Если сторонам в связи с  COVID-19 необходимо изменить количество поставляемой продукции или объем работ, услуг, то стороны могут воспользоваться иными положениями Закона № 44-ФЗ для этого.

В заключении следует отметить, что при отсутствии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации на изменение заключенного контракта стороны не могут применять ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (за исключением случая изменения размера аванса). Если продукция по ранее заключенному контракту еще необходима заказчику, а срок исполнения поставщиком обязательств уже истек, то заказчик вправе принять такую продукцию с просрочкой, начислив поставщику соответствующую пени. Такая пени впоследствии должна быть списана заказчиком при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Если же невозможность исполнения контракта обусловлена изменением цен на продукцию, то заказчик вправе принять решение о расторжении контракта с поставщиком по соглашению сторон либо требовать его исполнение на ранее установленных условиях.

Комментарии Disqus