44-ФЗ

электронный журнал

Требования к отдельным видам ТРУ: комментарий по применению

Опубликовано 21.11.2018

Картинка

Статья рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики при применении установленных требований к отдельными видам товаров, работ, услуг (далее - ТРУ), и о способах решения указанных проблем.
 

Если после прочтения данной статьи останутся какие-либо вопросы, Вы можете адресовать их нам и мы постараемся на них ответить.

Кто определяет требования к отдельным видам ТРУ?


Согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ требования к отдельным видам ТРУ обязаны установить:

  • государственные органы
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальные органы
  • наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения
  • ГК «Росатом»
  • ГК «Роскосмос»

Такие требования устанавливаются в соответствии с правилами, определенными постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Суть их состоит в том, чтобы исключить саму возможность осуществления закупок ТРУ с избыточными характеристиками, в том числе предметов роскоши. При этом названные требования должны позволять заказчику удовлетворить свою потребность в необходимой продукции.


На кого распространяются требования и когда они применяются?


В отличие от актов, устанавливающих нормативные затраты, акты, определяющие требования к отдельным ТРУ, применяются как самими организациями, их принявшими (см. выше), так и подведомственные таким организациям лицами, в том числе бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (если при осуществлении закупок последние руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ).

Требования к отдельным видам ТРУ должны применяться заказчиками не только при осуществлении закупок конкурентными способами, но также и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Помимо этого, при исполнении заключенного ранее контракта заказчику не позволяется заключить дополнительное соглашение к такому контракту, изменив характеристики закупаемой продукции на улучшенные (прим.: ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривает такую возможность), если новые характеристики закупаемой продукции не будут «укладываться» в значения, установленные актом о нормировании.

Требования к отдельным видам ТРУ должны применяться заказчиками, начиная со стадии планирования закупок. Не допускается включения план-график закупок закупки, не удовлетворяющей названным требованиям. В противном случае должное лицо заказчика, принявшее решение о включении такой закупки в план-график, может быть подвергнуто административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29.3 Закона № 44-ФЗ (штраф от 20000 до 50000 рублей). Была ли проведена указанная закупка фактически либо впоследствии была отмена, значения не имеет. Состав административного правонарушения образуется за сам факт включения закупки в план-график, не отвечающей требованиям к отдельным видам ТРУ.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Что нормируется?


Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 определено, что в обязательный перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования на федеральном уровне, входят:

  • компьютеры, ноутбуки, планшеты
  • принтеры, сканеры, мобильные телефоны
  • автотранспорт, услуги такси, аренда, лизинг авто
  • мебель
  • сотовая связь, доступ в Интернет
  • СУБД, офисные приложения, иное ПО

Большая часть из указанных выше позиций включена также в каталог товаров, работ, услуг. О том, как связаны между собой правила нормирования в части установления требований к отдельным видам ТРУ с каталогом товаров, работ, услуг мы в данной статье чуть ниже.


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Дополнительно на уровне субъекта РФ, муниципального образования и конкретного ведомства, определяющего требования к отдельным видам ТРУ, могут быть установлены требования и к иным товарам, работ, услугам (например, могут быть занормированы лекарственные препараты, медицинские изделия и иные виды продукции). Решение указанного вопроса осуществляется на основании правил, установленных постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926.


Где найти установленные требования к конкретным видам ТРУ?


Согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ установленные указанными выше организациями требования к отдельным видам ТРУ подлежат размещению в ЕИС. Найти их можно так:

Требования к отдельным видам ТРУ

Требования к отдельным видам ТРУ


Основные проблемы правоприменения и пути их решения


1. На практике бывает и такое, что установленные конкретным ведомством правила могут быть не размещены в ЕИС. В указанном случае заказчику следует обратиться в указанный орган за уточнением и запросить текст соответствующего акта для применения.

То, что требования к отдельным видам ТРУ не размещены в ЕИС не означает право конкретного заказчика их не применять. При осуществлении, например, мероприятий ведомственного контроля заказчика могут обвинить в нарушении установленных требований к отдельным видам ТРУ при осуществлении закупок и привлечь к административной ответственности.

2. В отдельных случаях установленные требования не удовлетворяют потребностям заказчика либо прямо противоречат положениям ст. 33 Закона № 44-ФЗ. В частности, бывают ситуации, когда в требованиях присутствует указание на товарный знак без приставки «или эквивалент». Например, ноутбук «с предустановленной системой Windows 7 или выше».

В данном случае заказчик не вправе купить ноутбук без предустановленной операционной системы и не вправе купить иную другую предустановленную операционную систему. Если заказчик при описании объекта закупки укажет, что предустановленная операционная система должна быть «Windows 7 или эквивалент», он нарушит не только установленные ГРБС или учредителем требования, но также запрет на закупку иностранного ПО, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Если заказчик опишет закупку так, как указано в требованиях, он может нарушить положения ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

В указанном случае заказчику необходимо обратиться в орган, утвердивший требования к отдельным видам ТРУ, с просьбой скорректировать такие требования. До момента внесения изменений заказчик не вправе объявить закупку на иных условиях. Данное правило распространяется также на случаи, когда установленные ГРБС или учредителем требования не удовлетворяют потребностям заказчика и не позволяют ему купить необходимый товар, работу или услугу.

Однако, если рассматривать приведенную выше ситуацию с установлением требования о предустановленной операционной системе «Windows 7 или выше» заказчик мог поступить следующим образом, чтобы соблюсти все нормы: составить обоснование невозможности закупки отечественного ПО, включенного в реестр, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

3. В связи с расширением позиций, которые включены в каталог товаров, работ, услуг, возможны ситуаций, при которые установленные требования к отдельным видам ТРУ будут противоречить каталогу. В данном случае заказчик не может отдать приоритет чему-либо. Формально он обязан соблюсти требования каталога товаров, работ, услуг, а также требования к отдельным видам ТРУ. В связи с изложенным, до приведения требований к отдельным видам ТРУ в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг заказчик попросту не может объявить закупку.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Читайте другие статьи, комментарии специалистов:


Картинка

Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018: подробный комментарий
Статья о приказе, предусматривающем условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также о проблемах, которые несет данный документ.


Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Картинка

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?
Статья рассказывает о причинах, по которым госзакупки в нашей стране не являются эффективными, а также о том, почему в ближайшее время эта ситуация не поменяется.



Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!