44FZ.ru

консультации экспертов

Приказ № 871н или как избежать нарушений в обосновании НМЦк на закупку лекарств?

Опубликовано 21.12.2018

КартинкаПравила расчета и обоснования НМЦк при осуществлении закупок лекарственных средств определены приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 871н (далее – Приказ 871н). Данный документ обязателен для применения заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, начиная с 9 декабря 2017 года. Документ не применяется при осуществлении закупок лекарственных средств по Закону № 223-ФЗ, если положением о закупке заказчика не установлено иное.


Скачать
Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н


Вступление в силу Приказа № 871н привело к признанию большого количества закупок на закупку лекарственных средств несостоявшимися (поставщики просто не подают заявки на участие в закупках). Причина проста: рассчитываемая в соответствии с Приказом № 871н НМЦк очень часто получается заниженной и не соответствует рыночной. Особенно это актуально для процедур с небольшим объемом поставки лекарственных средств, где нет возможности компенсировать заниженную цену объемом поставки.

Несмотря на это Минздрав России не усматривает каких-либо проблем с применением данного документа. 5 августа 2018 года в приказ были внесены отдельные коррекционные правки, при этом сам подход к обоснованию НМЦк принципиально не изменился. Несостоявшиеся процедуры по факту приводят к необеспеченности пациентов лекарственными препаратами, но ответственность за это лежит целиком на заказчиках, проводящих закупки, а не на Минзраве России.

В настоящей статье будут рассмотрены практические аспекты применения Приказа № 871н заказчиками с точки зрения буквального его толкования, а также описаны основные ошибки, допускаемые заказчиками при расчете и обосновании НМЦк, и пути их устранения.


Основные заблуждения при применении Приказа № 871н


1. Приказ применяется при закупках по п. 4 и п. 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Название приказа сформулировано следующим образом: «Об утверждения порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения».

Исходя из названия документа многие заказчики и проверяющие делают вывод о том, что Приказ № 871н должен применяться при осуществлении закупок до 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и до 400 000 рублей (п. 5. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Однако, правовых оснований для такого вывода нет, если, конечно, иное прямо не предусмотрено другими правовыми актами (например, правовыми актами региона РФ, хотя последние не уполномочены на принятие порядка обоснования НМЦк).

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснование цены контракта не осуществляется при осуществлении закупок по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако, такое обоснование предусмотрено для осуществления закупок по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В формировании плана-графика закупок действуют аналогичные правила: по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснованию подлежит вся сумма проводимых по данным основаниям закупок без выделения конкретного предмета, а вот по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ цена контракта должна быть обоснована.

Исходя их этого, можно сделать вывод о том, что Приказ № 871н действительно регулирует закупки у единственного поставщика, но только в части закупок по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или по иным основаниям данной статьи, по которым требуется обоснование цены, однако, приказ № 871н не применяется к закупкам по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

2. Обоснование НМЦк по Приказу № 871н не нужно крепить к плану-графику закупок

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ НМЦк подлежит обоснованию при формировании плана-графика. Таким образом, само обоснование, подготовленное в соответствии с Приказом № 871н должно стать приложением к плану-графику заказчика, а не только к документации о проведении конкретной закупки.

Просто указание в плане-графике на то, что расчет и обоснование НМЦк осуществлено заказчиком в соответствии с Приказом № 871н не является достаточным и необходимым условием. В указанном случае закупка считается необоснованной, а соответствующее должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (штраф от 20 000 до 50 000 рублей).


Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Расчет НМЦк в соответствии с Приказом № 871н


Для расчета НМЦк Приказ № 871н предусматривает обязанность заказчика определить минимальную, но при этом «очищенную» цену за единицу лекарственного препарата (т.е. такая цена не должна учитывать НДС и оптовую надбавку). В качестве единицы закупаемого лекарственного средства для обоснования НМЦк заказчик может выбрать любую удобную ему единицу изменения (например, единицу действующего вещества или лекарственной формы). Однако, желательно, чтобы такая единица совпадала с единицей измерения, используемой заказчиком в плане-графике (прим.: единица измерения в плане-графике должна быть определена заказчиком в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, если закупаемый лекарственный препарат включен в такой каталог).


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Для определения минимальной цены заказчик должен выполнить, условно скажем, три шага, в рамках каждого из которых определить свою минимальную цену. Самая минимальная из всех полученных на каждом из шагов цен и будет являться основой для определена первоначальной НМЦк. Такая минимальная цена должна быть умножена на объем лекарственного препарата, требуемого к поставке. Расчет НМЦк осуществляется заказчиком по каждой позиции, включенной в состав лота, отдельно (вне зависимости от стоимости конкретной позиции и общего количества позиций в составе лота).

Рассмотрим названные шаги более подробно.

Шаг 1. В рамках данного шага заказчик определяет цену за единицу закупаемого лекарственного препарата с использование метода анализа рынка цен, а в случае закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП – также дополнительно с использованием тарифного метода. Приказ № 871н не содержит ответа на вопрос о том, какую цену должен получить заказчик при применении названных методов: минимальную, среднюю или максимальную.

Однако, принимая во внимание разъяснения Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5, а также существующую практику проверок деятельности заказчиков органами внутреннего финансового контроля рекомендуем при применении данных методов рассчитывать минимальную цену. Соответственно самая минимальная из цен, полученная методом анализа рынка цен и тарифным методом, будет выступать ценой за единицу закупаемого лекарственного препарата, полученной в рамках шага в целом.


Скачать
Письмо Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5


Картинка

Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных нарушений при полном соблюдении Закона № 44-ФЗ
В данной статье мы говорим о нарушениях, выявляемых органами контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк.


Шаг 2. Названный шаг предполагает расчет заказчиком цены за единицу закупаемого лекарственного препарата на основе всех исполненных заказчиком контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета. Согласно Приказу № 871н в расчет не берутся только контракты и договоры на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Следовательно, в рамках данного шага заказчик должен учитывать не только исполненные без неустоек контракты, но и все исполненные за последние 12 месяцев контракты, в том числе:

  • договоры, заключенные по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93;
  • контракты, по которым поставщику была начислена неустойка;
  • контракты, исполненные которых сопровождалось применением заказчиком к поставщику антидемпинговых мер в рамках ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Шаг 3. Заказчиком берется за основу референтная цена на закупаемый лекарственный препарат, рассчитываемая единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения автоматически.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Применение оптовых надбавок при расчете НМЦк


Напомним, что в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик не вправе заключать и исполнять контракт с применением оптовых надбавок, если:

  • поставщиком лекарственных препаратов выступает сам производитель;
  • если размер НМЦк (прим.: не размер цены заключаемого контракта) превысил 10 000 000 рублей и заказчиком лекарственных средств является федеральный заказчик;
  • если размер НМЦк превысил размер, установленный нормативным актом субъекта РФ (прим.: такой размер не может быть более 10 000 000 рублей, но может быть меньше этой суммы) и заказчиком лекарственных средств является заказчик уровня субъекта РФ или муниципального образования.

В указанных случаях цена закупаемых лекарственных средств не должна превысить зарегистрированную предельную отпускную цену производителя.

Данное правило применяется при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП.

Несмотря на отсутствие формального запрета, заказчик не вправе объединять в одну закупку поставку лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП.

Причины:

  1. Такое объединение позволяет дистрибьютеру скомпенсировать потери оптовой надбавки по препаратам, включенным в перечень ЖНВЛП, за счет увеличения стоимости лекарственных препаратов, не включенных в такой перечень, что недопустимо;
  2. Такое объединение исключает возможность заказчика применить положения ст. 37 Закона № 44-ФЗ (антидемпинговые меры), т.к. невозможно определить превышение 25% порога по препаратам, включенным в перечень ЖНВЛП, что также недопустимо (заказчик не вправе исключать возможность применения тех или иных статей Закона № 44-ФЗ).

Картинка

Антидемпинговые меры: о чем не знают поставщики и заказчики?
Статья об аспектах применения антидемпинговых мер по ст. 37 Закона № 44-ФЗ, которые не известны широкому кругу поставщиков и заказчиков.


Вместе с тем, при обосновании НМЦк Приказ № 871н позволяет применять оптовые надбавки даже в том случае, если НМЦк превышает размеры, указанные в п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Это стало возможным после внесения изменений в Приказ № 871н, вступивших в силу с 5 августа 2018 года.

Оптовые надбавки не могут применяться заказчиками при осуществлении закупок лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП.

Действующая на момент написания настоящей статьи редакция Приказа № 871н позволяет заказчику применить оптовые надбавки, если при расчете НМЦк минимальная цена за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата получилась меньше его предельной отпускной цены, зарегистрированной производителем. В указанном случае заказчик вправе применить оптовую надбавку в размере не выше предельного размера оптовой надбавки, установленной в субъекте РФ (п. 2.1 Порядка, утвержденного Приказом № 871н), но не выше предельной отпускной цены производителя на указанный препарат.

У заказчиков может возникнуть следующий вопрос: какую предельную отпускную цену производителя нужно принимать для расчета, если по одному МНН несколько производителей имеют свою цену? Мы считаем, что в данном случае должна применяться общая логика Приказа № 871н – сопоставление должно производиться с наименьшей из зарегистрированных предельных отпускных цен производителей.


Как поступить заказчику, если процедура закупки по рассчитанной НМЦк признана несостоявшейся?


Из указанной ситуации есть два выхода: объявить закупку заново и заново пересчитать НМЦк в соответствии с Приказом № 871н или объявить повторную закупку, увеличив персонально установленную цену в порядке, установленном Приказом № 871н (об этом речь пойдет ниже).

Во втором случае заказчик вправе осуществить объявление закупки через один день после внесения соответствующих изменений в план-график, а не через десять дней, как в первом случае, однако, все условия технического задания, контракта, включая объем поставки, наименование лекарственных препаратов, их характеристики, сроки поставки должны сохраниться без изменений. В противном случае заказчик может пойти только по первому варианту.

Приказ № 871н признает только один случай признания закупки несостоявшейся для целей увеличения первоначально установленной НМЦк: не подано ни одной заявки от участников. Если на процедуру закупки, например, будет подана одна заявка и одна будет отклонена комиссией заказчика, у заказчика нет оснований для увеличения цены.

Если не подано ни одной заявки, то НМЦк для повторной процедуры определяется следующим образом:

До появления референтной цены в отношении закупаемого лекарственного препарата, в том числе до 1 января 2019 года.

Для препарата, не включенного в перечень ЖНВЛП – цена единицы, рассчитанная при проведении прошлой закупки (с учетом ранее примененной надбавки и суммы НДС), увеличивается на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития России (но не выше предложений поставщиков*).

Если закупка вновь признается несостоявшейся, цена рассчитывается на основании предложений поставщиков*

*Приказ № 871н не вносит ясности в вопрос о том, какие именно предложения поставщиков должны учитываться: собранные заказчиком при проведении прошлой закупки или новые? Приказ № 871н также не дает ответа на вопрос о действиях заказчика, если при применении метода анализа рынка цен в ранее проведенной закупке он не использовал коммерческих предложений поставщиков вовсе.

Мы считаем, что в указанном случае заказчик обязан запросить новые предложения поставщиков и при наличии прошлых предложений, сравнить цены, содержащиеся в указанных предложениях. При определении цены с применением индекса-дефлятора или НМЦк (после признания закупки с примененным индексом-дефлятором несостоявшейся) стоит опираться на самое минимальное предложение, которое когда-либо поступило заказчику.

Для препарата, включенного в перечень ЖНВЛП – принимается цена не выше максимального значения цены, предусмотренного реестром с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (прим.: максимальная предельная отпускная цена определяется на основании лекарственных форм и дозировок, предусмотренных техническим заданием заказчика).

Если закупка вновь признается несостоявшейся, то расчет НМЦк осуществляется в соответствии с порядком, указанным выше, для обоснования НМЦк в отношении препарата, не включенного в перечень ЖНВЛП.

После появления референтной цены в отношении закупаемого лекарственного препарата.

Для препарата, включенного и не включенного в перечень ЖНВЛП – за цену единицы принимается референтная цена.

Если закупка вновь признается несостоявшейся, за цену единицы принимается референтная цена, увеличенная на показатель среднеквадратического отклонения (рассчитывается автоматически).

Если закупка вновь признается несостоявшейся, цена за единицу повторно увеличивается на показатель среднеквадратического отклонения (но не выше минимальной зарегистрированной предельной отпускной цены производителя)

Если закупка и вновь признается несостоявшейся, расчет НМЦк осуществляется в порядке, указанном выше, и применяемом до появления референтной цены.


Ответы на отдельные сложные вопросы, возникающие при применении Приказа № 871н


Может ли заказчик при расчете цены закупаемого лекарственного препарата методом анализа рынка цен (Шаг 1) основываться на ценах исполненных контрактов, заключенных таким заказчиком ранее? Иными словами, может ли заказчик использовать одни и те же источники информации как в рамках Шага 1, так и Шага 2.

Ответ: Закон № 44-ФЗ и Приказ № 871н не ограничивает заказчика в источниках информации, которые могут быть применены им при расчете цены методом анализа рынка цен. Такими источниками информации могут быть, например: коммерческие предложения поставщиков; цены контрактов иных заказчиков, содержащихся в реестре контрактов; информация о ценах, содержащаяся в сторонних информационных системах; другие источники. Соответственно заказчик также вправе использовать информацию о ценах ранее заключенных им контрактов.

Вместе с тем, к данному способу следует прибегать только в крайнем случае, когда невозможно получить информацию о ценах из других источников. Например, когда из поступивших коммерческих предложений поставщиков невозможно определить «очищенную» цену или условия поставки по контрактам иных заказчиков несопоставимы с условиями заказчика, производящим обоснование НМЦк.

Что делать заказчику, если он не может определить «очищенную» цену закупаемого лекарственного препарата из того либо иного источника информации (например, из коммерческого предложения поставщика невозможно определить размер используемой оптовой надбавки)?

Ответ: Минздрав России по данному вопросу разъяснил, что определение НМЦк в данном случае возможно «с исключением тех значений, которые известны» (письмо Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5). Однако, данные разъяснения входят в прямое противоречие с нормами Приказа № 871н. В связи с этим, заказчику не рекомендуются использовать такие источники информации при расчете НМЦк вовсе.

Какие дозировки признаются эквивалентными для целей применения Приказа № 871н?

Ответ: При решении данного вопроса следует исходить из положений технического задания заказчика и постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 (далее – ППРФ № 1380). Согласно ППРФ № 1380 эквивалентными дозировками признаются дозировки, которые соответствуют двум условиям: кратность и двойное количество. Например, для 1 таблетки с дозировкой 300 мг эквивалентны 2 таблетки с дозировкой 150 мг. Таблетки с дозировками 200 мг и 100 мг не будут являться эквивалентными таблетке с дозировкой 300 мл, т.к. не соблюдается условие о кратности. Также 1 таблетке с дозировкой 300 мл не будут эквивалентны 3 таблетки с дозировкой 100 мл ввиду несоблюдения условия о двойном количестве.


Картинка

Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380: подробный комментарий
Статья об особенностях описания заказчиками закупаемых лекарственных средств, включая эквивалентные лекарственные формы, дозировки и прочее.


Отдельно следует отметить лекарственные препараты, у которых дозировка определяется концентрацией действующего вещества (например, лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме). Для таких лекарственных препаратов ППРФ № 1380 допускает право заказчика не указывать условие о кратности. Соответственно, если заказчик не установил такое условие в техническом задании, то участник не вправе предложить эквивалентные дозировки. Расчет НМЦк осуществляется исключительно по той дозировке, которая была установлена заказчиком. Если же заказчик допустил возможность поставки кратных дозировок в двойном количестве, то расчет НМЦк осуществляется с учетом таких дозировок.

В последнем случае заказчик обязан, например, определить все зарегистрированные производителями цены (прим.: при применении тарифного метода в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП) в отношении основной и кратной дозировки, сравнить данные цены между собой (прим: при сравнении цены кратных дозировок умножаются на два) и выбрать наименьшую из зарегистрированных цен.

Какие лекарственные формы признаются эквивалентными для целей применения Приказа № 871н?

Ответ: Нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают норм, которые бы признавали те или иные лекарственные формы эквивалентными. По данному вопросу имеются разъяснения ФАС России, согласно которым «под лекарственной формой понимается состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения. Различные (по наименованию) лекарственные формы, соответствующие одному способу введения и применения, следует относить к взаимозаменяемым лекарственным формам» (письмо ФАС России от 12.08.2016 № РП/55517/16).

Если применять данный подход ФАС России при расчете НМЦк, то рассчитать НМЦк становится трудно выполнимой задачей. Применение указанного подхода будет означать, что заказчик должен собрать информацию о практически всех зарегистрированных производителями в рамках одного МНН ценах (прим.: при осуществлении закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП), а также получить коммерческие предложения или использовать иные источники информации по большинству из зарегистрированных лекарственных форм в рамках МНН.

Целесообразность такой работы вызывает сомнения, особенно при закупках лекарственных препаратов, стоимость которых за упаковку не превышает 50 рублей. С учетом изложенного, ввиду отсутствия нормативно закрепленного понятия «эквивалентная лекарственная форма» следует считать допустимым произведения расчета НМЦк по основной лекарственной форме, заявленной заказчиком в техническом задании, без учета эквивалентных.

Какой размер оптовой надбавки должен применить заказчик при расчете НМЦк?

Ответ: Приказ № 871н устанавливает только одно требование: размер применяемой заказчиком оптовой надбавки не должен превышать предельных размеров оптовых надбавок, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом Приказ № 871н не указывает на какой именно предельный размер оптовой надбавки, установленный в субъекте Российской Федерации, должен ориентироваться заказчик, если закупаемый лекарственный препарат попадает под несколько ценовых категорий. Например, в субъекте Российской Федерации установлены следующие оптовые надбавки: до 50 руб. включительно – 15,5%, свыше 50 рублей до 500 рублей включительно – 8,8%, свыше 500 рублей – 5 %. Предположим, что закупаемый лекарственный препарат в пересчете его стоимости за упаковку может попасть как в категорию «до 50 рублей включительно», так и в категорию «свыше 50 рублей». В данном примере заказчику рекомендуется ориентироваться на наименьшую оптовую надбавку в размере 8,8%, а не 15,5%.

Какую цену брать из реестра при расчете цены тарифным методом при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП?

Ответ: Согласно разъяснениям Минздрава России (письмо Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5) необходимо учитывать минимально возможное значение предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат. Данные разъяснения справедливы, однако не следует их понимать под тем углом, что заказчику необходимо брать за основу самую минимальную из всех когда-либо зарегистрированных производителем цен. В настоящее время участились случаи, когда заказчики берут для обоснования НМЦк цены производителей, которые уже не являются актуальными. Например, берут для расчета предельную цену, зарегистрированную производителем в 2010 году, хотя с того момента уже прошло несколько перерегистраций цены и последняя актуальная цена была зарегистрирована в 2017 году.

Должен ли заказчик учитывать при обосновании НМЦк цены на однокомпонентные препараты, если предметом закупки выступает многокомпонентный (комбинированный) лекарственный препарат?

Ответ: Нет, не должен. Несмотря на то, что ППРФ № 1380 устанавливает обязанность заказчика при закупке многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию 2 или более активных веществ (то есть активных веществ, входящих в состав комбинированного лекарственного препарата и зарегистрированных в составе однокомпонентных лекарственных препаратов), указывать в техническом задании на возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов, Приказ № 871н предусматривает, что в указанном случае цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется только по составу комбинированного лекарственного препарата.


Как Вам наш материал?



Подпишись на новые статьи!