44-ФЗ

электронный журнал

Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018: подробный комментарий

Опубликовано 13.11.2018

КартинкаВ настоящей статье мы:
1) подробно рассмотрим порядок применения приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, вступившего в силу с 05.11.2018;
2) назовем основные отличительные особенности данного приказа от приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155;
3) обозначим «ловушки», в которые могут попасть заказчики и поставщики при применении приказа.


Скачать
Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н


В случае, если после прочтения статьи у Вас останутся какие-либо вопросы, связанные с применением приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, Вы всегда их можете адресовать нам. Мы будем рады Вам помочь.

Общие положения


Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н применяется при осуществлении закупок товаров, поименованных в нем, конкурентными способами закупок (конкурсом, аукционом, запросом котировок, запросом предложений).

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н не применяется при осуществлении закупок работ и услуг, при выполнении или оказании которых такие товары создаются или используются, а также не применяется при осуществлении закупок у единственного поставщика, в том числе в том случае, если такая закупка осуществляется вследствие признания несостоявшейся конкурентной процедуры (одна заявка).

Так, например, приказ применяется, если предметом закупки выступает поставка офисной мебели, но не применяется, если предметом закупки является изготовление офисной мебели. Вместе с тем, мы не рекомендуем изменять предмет закупки с поставки товаров на выполнение работ (оказание услуг) в отсутствие соответствующей аргументации, т.к. такое изменение может рассматриваться как умышленных уход от применения Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н


Порядок применения Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н


Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н применяется различно в зависимости от способа закупки, выбранного заказчиком. Так, при проведении аукциона приказ предусматривает обязанность заказчика дополнительно снизить на 15% цену, предложенную победителем, если в его заявке содержится предложение о поставке товара иностранного производства (за исключением стран, входящих в ЕАЭС).


Пример:

Заявка № 1 – товары из ЕАЭС, предложение по цене – 100 000 рублей

Заявка № 2 – иностранные товары, предложение по цене – 85 000 рублей

В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н предложение по цене, содержащее в заявке № 2, должно быть уменьшено на 15% при заключении контракта (85 000 руб. – 15% = 72 250 рублей). В случае, если победитель аукциона откажется заключить контракт по сниженной цене, то он признается уклонившимся от заключения контракта, а сведения о таком участнике направляются заказчиком в ФАС России для целей включения в реестр недобросовестных поставщиков.


При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений приказ применяется зеркально: к заявкам, содержащим предложение о поставке товаров исключительно из стран ЕЭАС, применяется 15% понижающий коэффициент при оценке заявок. Здесь важно отметить, что именно 15% понижающий коэффициент применяется к «отечественным» заявкам, а не наоборот: повышающий 15% коэффициент к «иностранным» заявкам. В противном случае оценка заявок будет осуществлена не в соответствии с требованиями приказа, что, в свою очередь, может также повлечь за собой неверное определение победителя.


Пример:

Заявка № 1 – товары из ЕАЭС, предложение по цене – 100 000 рублей

Заявка № 2 – иностранные товары, предложение по цене – 85 000 рублей

В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н предложение по цене, содержащее в заявке № 1, должно быть уменьшено на 15% для целей оценки заявок (100 000 руб. – 15% = 85 000 рублей).

Получается, что предложение по цене в двух заявках одинаковое. При этом победителем запроса котировок в электронной форме будет признан участник, подавший заявку № 1, если его заявка была подана ранее заяки № 2. Контракт же с участником, подавшем заявку № 1, будет заключен по сумме сделанного им предложение, т.е. на 100 000 руб. 


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Основные отличительные особенности применения Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н от Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155


Несмотря на схожесть данных документов, они устанавливают принципиально разный порядок предоставления преференций товарам, происходящим из стран ЕАЭС. Можно даже сказать, что начало действия приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126 существенным образом изменит порядок работы в отдельных отраслях.

Основные отличия:

1. Отличный подход в формировании лотов. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 предусматривал возможность объединения заказчиком в один лот товаров, подпадающих и не подпадающих под действие данного приказа. Это было допустимо, если товары были технологически и функционально связаны между собой или не имели такой связи, но при этом обращались на одних товарных ранках (их объединение в один лот не приводило к ограничению числа участников закупки).

В указанном случае Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 просто не применялся. Этим пользовались заказчики и аффилированные с ним поставщики, чтобы не допустить дополнительное снижение цены контракта в закупках на 15%.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126, напротив, прямо запрещает такое объединение. Иными словами, сейчас нельзя объединить в один лот яблоки и груши, несмотря на то, что данные товары обращаются на одном функционирующем рынке и их объединение не приводит к ограничению числа участников закупки. Вне зависимости от суммы закупки такие товары должны закупаться только разными лотами.

2. Нет смешанных отечественных заявок. Если ранее действовавший приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 допускал возможность не применения его действия к участникам, заявки которых содержали предложение о поставке товаров отечественного происхождения на сумму более 50% от предложенной цены (при проведении аукциона цена такого участника не снижалась на 15%), то Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126 устанавливает, что при наличии в заявке хотя бы одного иностранного товара такая заявка полностью признается иностранной.

Таким образом, участники теперь не смогут хитрить, устанавливая единичные расценки таким образом, чтобы доля отечественных товаров при заключении контракта составляла более 50%.

3. Сокращение приоритета отечественным заявкам. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 предусматривал, что если по результатам предоставления преференций отечественная заявка наберет столько же баллов, сколько и заявка иностранная, то контракт заключался с участником, предложившим к поставке продукцию отечественного происхождения вне зависимости от даты и времени подачи таким участником заявки.

Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126, напротив, не содержит такой нормы. Следовательно, если иностранная и отечественная заявка наберут одинаковое количество баллов, победителем должен признаваться участник, который ранее остальных подал заявку, даже если такой участник предлагает иностранные товары.

4. Декларирование не по ОКСМ. Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126 в отличие от Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 не предусматривает указание стран происхождения товаров участником в соответствии с общероссийским классификатором стран мира. Следовательно, если участник в заявке в качестве страны происхождения товара укажет «РФ», а не «Россия», отклонить заявку такого участника нельзя.

5. Запрет на изменение страны. Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126 не допускает изменение страны происхождения товара, за исключение случая, когда новой страной в контракте будет указана одна из стран ЕЭАС, даже в том случае, если сохранение указания на прежнюю страну происхождения товара приведет к невозможности исполнения контракта.

Важно отметить, что Закон № 44-ФЗ не предусматривает случая, при котором бы заказчик и поставщик дополнительным соглашением к контракту могли бы изменить страну происхождения товара, не изменяя иных его характеристик. Страна происхождения товара сама по себе не является показателем товара или его характеристикой.

В связи с этим, изменить страну происхождения товара в контракте можно только при одновременном изменении иных характеристик закупаемого товара на улучшенные. При этом меняться должны характеристики, установленные непосредственно контрактом. Если товар из ЕАЭС лучше, чем иностранный товар, предусмотренный контрактом, но по показателям, которые в контракте не указаны, основания для замены товара у заказчика будут отсутствовать.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Внесение изменений в план-график в связи с вступлением в силу Приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н


Учитывая, что действующие в настоящее время правила планирования закупок не допускают каких-либо разночтений в информации, указанной в плане-графике, и информации, подлежащей размещению в ЕИС при осуществлении закупки, заказчик обязан внести изменения в план-график закупки в отношении процедур, ранее запланированных (если по таким процедурам в плане-графике содержалась информация о применении Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155).

При этом остается вопрос, что делать с процедурами закупки, объявленными в период действия Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155, но завершение которых приходится на период действия Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126. В указанных случаях ни Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126, ни Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 применяться не должны, т.к. первый вступил в силу после объявления процедуры, а второй утратил свою силу на дату его применения.

Однако, контролеры могут не согласиться с указанной позицией. На этот случай заказчику следует применить Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126 и отказаться от его применения на основании решения органа контроля по жалобе участника закупки (если соответствующее решение будет принято в пользу участника закупки).


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.



Читайте другие статьи, комментарии специалистов:


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Картинка

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?
Статья рассказывает о причинах, по которым госзакупки в нашей стране не являются эффективными, а также о том, почему в ближайшее время эта ситуация не поменяется.



Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!