44-ФЗ

интернет-журнал

Разъяснения к постановлению № 1072 о запрете закупок иностранной мебели

Опубликовано 03.01.2019

КартинкаСтатья посвящена рассмотрению практических аспектов применения постановления Правительства РФ № 1072 от 05.09.2017 (далее – Постановление № 1072), устанавливающего запрет на допуск отдельных видов иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, а также дополнительное требование к участникам при осуществлении отдельных закупок.


Скачать
Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 года № 1072



Запрет применяется при осуществлении закупок у единственного поставщика


Постановлением № 1072 установлен именно запрет на закупку товаров иностранного происхождения, а не ограничение допуска таких товаров в закупках, проводимых по Закону № 44-ФЗ. В связи с этим, запрет должен применяться закачками не только при проведении конкурентных процедур, но и при осуществлении закупок у единственного поставщика, в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако, ни Постановление № 1072, ни Закон № 44-ФЗ не дает прямого ответа на вопрос о том, каким образом заказчик и поставщик должен подтвердить, что поставленная по контракту мебель произведена на территории стран ЕАЭС, если договор заключен на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Мы считаем, что подтверждение должно осуществляться точно таким же образом, как в случае проведения конкурентных процедур: поставщик должен предоставить один из перечисленных в п. 2 Постановления № 1072 документов. Таковыми являются:

  • копия СПИКа, заверенная руководителем организации;
  • акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России;
  • сертификат СТ-1.

Сделать это он может при исполнении контракта, что следует заранее предусмотреть в его условиях.


Постановление № 1072 применяется только к поставке товаров, но не к работам и услугам


Постановление № 1072 применяется только в том случае, если предметом контракта является поставка товаров, на которые распространяется действие данного постановления. Если предметом контракта являются работы или услуги, Постановление № 1072 не применяется.


Пример:

- Предмет «Поставка мебели» - Постановление № 1072 применяется;

- Предмет «Изготовление мебели» - Постановление № 1072 не применяется.


Обратите внимание, что при определении предмета закупки заказчик обязан учитывать положения каталога товаров, работ, услуг. Подробнее об этом можно прочитать в нашей специальной статье.


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Однако, это вовсе не означает, что контракт на поставку мебели не может включать обязательства поставщика по выполнению связанных с поставкой работ, услуг. В частности, заказчик вправе предусмотреть обязательства поставщика по сбору мебели в месте нахождения заказчика. В указанном случае основным предметом контракта будет выступать поставка, а не работы по спорке. Соответственно Постановление № 1072 подлежит применению в полной мере.

Вместе с тем, заказчику не следует злоупотреблять своим правом на определение предмета закупки и вместо «поставки» указывать, например, «изготовление». Если предметом контракта на «изготовление» будет выступать уникальная мебель, изготавливаемая по индивидуальным требованиям и размерам заказчика, вопросов у проверяющих не возникнет. А вот если предметом «изготовления» станет типовая мебель, то проверяющие, скорее всего, будут рассматривать такой шаг заказчика как умышленный уход от применения Постановления № 1072.


Дополнительное требование к участникам или о чем не догадываются заказчики и жалобщики?


Как было отмечено выше, Постановление № 1072 устанавливает не только запрет, но и обязывает заказчика предъявить к участникам дополнительное требование при закупке отдельных товаров, указанных в приложении к постановлению (п. 5 Постановления № 1072). Суть его состоит в том, что поставляемая поставщиком мебель не только должна быть изготовлена на территории стран ЕАЭС, но и произведена из материалов, которые также изготовлены на территории стран ЕАЭС.

На практике проверить выполнение участником данного требования невозможно. Постановление № 1072 не предусматривает обязанность поставщика предоставлять какие-либо документы в отношении материалов, используемых при производстве мебели. Таким образом, соблюдение указанного требования на практике сводится лишь к формальному его установлению заказчиком в документации о закупке.

Следует помнить, что предъявление дополнительных требований к участникам, установленных Правительство РФ (прим.: Постановление № 1072 устанавливает именно дополнительное требование к участникам, а не к поставляемым товарам), в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ возможно только при проведении аукционов, конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов. Ввиду того, что последние два способа закупки невозможны к проведению при закупке товаров, указанных в Постановлении № 1072, рассматриваемое дополнительное требование может быть установлено заказчиком только при проведении аукциона.

В случае осуществления закупки мебели запросом котировок дополнительное требование к участникам не может быть установлено ввиду отсутствия соответствующей возможности в Законе № 44-ФЗ.

Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Соответственно при осуществлении закупки способом запроса котировок заказчик устанавливает только запрет. В противном случае должностное заказчика может быть подвергнуто административному штрафу за установление требований, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ.


КартинкаБесплатная подписка сегодня!
Уникальные материалы и аналика от нашего интернет-журнала теперь доступны по подписке. Это бесплатно! Не упусти свой шанс. Подпишись прямо сейчас!
 


Как Вам наш материал?