44-ФЗ

электронный журнал

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?

Опубликовано 02.08.2018

В настоящей статье мы делаем попытку разобраться с вопросом эффективности закупок, а также понять, почему Закон № 44-ФЗ и принятая в его развитие подзаконная нормативная база постоянно претерпевает различные изменения, но при этом закупки не становятся более эффективными. Может быть дело в том, что чиновники, отвечающие за осуществление закупок, находят все новые и новые лазейки, чтобы выбрать своего поставщика и, возможно, получить откат за переданный «в нужные руки» госзаказ и именно поэтому законодателю приходится постоянно совершенствовать систему, вносить в нее различные изменения? А может быть дело вовсе не в этом, а в чем-то другом?

Мы взяли хронологию становления системы госзаказа в наше стране, обобщили те изменения, которые принимались в различные периоды времени, и проанализировали их влияние на повышение эффективности госзакупок. О правильности или ошибочности сделанных нами выводов мы предлагаем судить читателю.

Вместо введения

Действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ пришел на смену Закону № 94-ФЗ, который регулировал осуществление госзакупок на протяжении 8 лет (с 1 января 2006 года по 31 декабря 2013 года). Принятие Закона № 94-ФЗ стало настоящим прорывом в системе осуществления закупок. Он сделал закупки госорганов и подведомственных им учреждения публичными, что позволило выявить покупку чиновниками товаров премиум класса, завышение цен на торгах, необоснованный отсев неугодных поставщиков и прочие злоупотребления. На базе Закона № 94-ФЗ сформировались разоблачающие проекты типа «РосПил» Алексея Навального, премия «Золотой Ёршик» от Новой газеты и другие.

При этом, конечно, Закон № 94-ФЗ не лишен был недостатков. В качестве основной претензии к закону называлось преобладание аукционов над конкурсами, невозможность оценить качество закупаемой продукции, демпинг а торгах. Помимо этого, президент Д.Медведев выступая 30 ноября 2010 года с посланием Федеральному Собранию заявил, что ситуация в сфере госзакупок "вышла за грань разумного", а нецелевые расходы, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее триллиона рублей, после чего дал поручение разработать новую редакцию закона.


Прежде чем продолжить чтение статьи дальше рекомендуем вспомнить выступление Д.Медведева, приведенное ниже, чтобы получить более полное восприятие происходящего.



Разработка новой редакции затянулась по времени, в том числе из-за противоречий, возникших между ФАС России и Минэкономразвития России. Минэкономразвития настаивало на принятие нового закона, а ФАС России выступила за сохранение Закона № 94-ФЗ и внесение в него изменений.

Так, советник министра экономического развития Ольга Анчишкина в интервью «Новой газете» сказала:

«Специалисты Минэкономразвития России совместно с экспертным сообществом, с представителями заинтересованных федеральных ведомств, органов власти субъектов РФ, уполномоченных на размещение заказа, и с бизнесом в формате широкой дискуссии готовят концепцию нового закона о закупках. И, по мнению большинства специалистов, этот закон должен заложить правовые основы для формирования и обеспечения функционирования федеральной контрактной системы. Концепцию отличает высокая степень новизны предложений. Необходимо заложить правовые основы для создания в сфере закупок полного технологического цикла: от этапов прогнозирования и планирования обеспечения государственных (муниципальных) нужд, через размещение заказа, мониторинг и контроль исполнения контракта до приемки и анализа его результатов, оценки эффективности обеспечения государственных (муниципальных) нужд и предпринятых закупочных решений»

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, напротив, отметил:

«Я считаю, что 94-й закон — это выдающийся прорыв в сфере размещения заказов, но некоторые коллеги действуют абсолютно по-российски. Они говорят <…> давайте разрушим все <…> потом возьмем самый плохой аналог в какой-нибудь западной стране и будем строить что-нибудь похожее на это».

В итоге было принято, на наш взгляд, не самое удачное из возможных решений – компромиссное. Закон № 44-ФЗ не стал новым, как этого добивалось Минэкономразвития России, но при этом Закон № 94-ФЗ не был сохранен, за что ратовало ФАС России. Появившийся на свет Закон № 44-ФЗ вобрал в себя большинство норм Закона № 94-ФЗ с наслоением на них новых правил регулирования. При этом проблемы старого закона были сохранены.

Что поменялось?

Основное отличие Закона № 44-ФЗ от своего предшественника заключается в том, что данный закон стал регулировать систему госзакупок в целом, начиная от планирования и заканчивая исполнением контракта с последующей оценкой эффективности проведенной закупки. Звучит хорошо, но что мы получили в итоге?

Планирование закупок

Первое. Закон № 44-ФЗ создал чрезмерно урегулированную систему планирования закупок, что признается сегодня даже Минфином России, которому переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок. Информация о закупках, размещаемая заказчиками в планах-графиках, бизнесу оказалась не нужна, что было понятно изначально. Какой смысл бизнесу ориентироваться на планы закупок и планы-графики, если они, во-первых, могут измениться в любой момент, а, во-вторых, нет никакой ясности победит ли участник в тендере или нет?

На практике есть одно исключение: если представитель участника закупок увидел в плане-графике заказчика закупку по интересующему его предмету, то у него имеется 10 дней на то, чтобы убедить заказчика внести необходимые изменения в план-график, адаптировав закупку под интересы такого поставщика, например, полностью изменив предмет закупки или характеристики закупаемой продукции. Бизнес вовсе не заинтересован проводить консультации с заказчиком с целью наиболее полного удовлетворения его нужд. Бизнес заинтересован в продаже своей продукции и в получении прибыли.

Второе. Общий срок от начала планирования до заключения контракта по Закону № 44-ФЗ в среднем составляет 2-3 месяца, а если закупка подлежит обязательному общественному обсуждению 3-4 месяца. Учитывая, что с учетом особенностей бюджетного финансирования большинство закупок осуществляются до окончания финансового года, проведение самой закупки в отдельных случаях занимает больше времени, чем исполнение контракта. Именно поэтому дороги у нас начинают строятся не весной, а осенью; поставщики не успевают поставить продукцию своевременно; работы и услуги выполняются на скорую руку, забыв о качестве, чтобы успеть к окончанию срока действия контракта.

Итого мы получаем сомнительный результат, в том числе за счет больших сроков планирования закупки. Ведь прежде чем спланировать закупку заказчику нужно ее обосновать, рассчитать начальную (максимальную) цену контракта, выждать 10 дней, привести в полное соответствие информацию, указанную в планах-графиках с той информацией, которая будет указана в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке. На выполнение этой пустой работы тратится колоссальное количество временных и трудовых ресурсов. Всего этого, например, не существовало в Законе № 94-ФЗ. При этом сказать, что проводимые в тот период закупки были менее эффективны, нельзя.

Продолжение статьи доступно для новых подписчиков


Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!