44-ФЗ

электронный журнал

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика

Опубликовано 04.12.2018

КартинкаДанная статья написана для специалистов, профессионально занимающихся вопросами осуществления закупок. Из нее вы узнаете об ошибках, допускаемых заказчиками при применении КТРУ (каталога товаров, работ, услуг), а также о том, как данные ошибки можно избежать.

В случае, если после прочтения статьи у Вас останутся какие-либо вопросы, Вы можете задать их нам и мы постараемся помочь.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145
про КТРУ


Ошибки в применении КТРУ обусловлены в первую очередь непониманием заказчиками базовых правил, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила).


Скачать
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145


Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчики обязаны при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п.п. 5 и 6 Правил заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Жирным шрифтом в тексте мы выделили самые важные аспекты, на которых остановимся детально. Их понимание – залог безошибочного применения КТРУ.


Заказчик не вправе изменять информацию из КТРУ даже при наличии обоснования


Заказчик обязан применять информацию, содержащуюся в КТРУ, но не может ее видоизменять под свои потребности даже при наличии обоснования, т.к. Правила не предусматривают такую возможность.

Пример:

В КТРУ указана единица измерения «килограмм» для чая черного (ферментированного).

Каталог товаров, работ, услуг

Если заказчику необходимо купить данный чай в упаковках, а не в килограммах, он не может изменить используемую в КТРУ единицу измерения на упаковки. Единственное, что он может сделать, так это установить в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ требование к упаковке чая в качестве дополнительной его характеристики. При этом указание такой характеристики, согласно Правилам применения КТРУ, должно быть обосновано.

Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик приводится заказчиком как в техническом задании (при осуществлении закупки), так и в плане-графике, даже в том случае, если в плане-графике не указаны дополнительные характеристики.

Обоснование: при формировании плана-графика заказчик должен заранее подготовить техническое задание, на основании которого будет осуществлять расчет и обоснование НМЦк.

Такое обоснование согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ является необъемлемой частью плана-графика. Соответственно о том, что в техническом задании будут указаны дополнительные характеристики закупаемой продукции по сравнению с теми, что приведены в КТРУ, заказчик будет знать заранее на этапе планирования закупки. Следовательно, обоснование использования дополнительных характеристик должно быть приложено к плану-графику.

Если же заказчик не устанавливал дополнительных характеристик при планировании закупки, но решил их предусмотреть при ее осуществлении, то в данном случае заказчик фактически объявляет закупку на иных условиях, которые не были предусмотрены планом-графиком и НМЦк такого заказчика не может считаться обоснованной ввиду осуществления ее расчета без учета дополнительных характеристик.

Подводим итоги: заказчик не вправе менять характеристики, заложенные в КТРУ (если возможность изменения таких характеристик прямо не предусмотрена самим КТРУ). Заказчик вправе указывать дополнительные характеристики закупаемой продукции только при наличии обоснования. При наличии обоснования оно во всех случаях должно быть приведено заказчиком не только в техническом задании, но и в плане-графике. При этом само обоснование должно быть приведено по каждой дополнительной характеристике в отдельности, а не общей фразой из серии "обусловлено потребностью учреждения".

Правила составления обоснования не предусмотрены. Поэтому оно составляется в произвольной форме.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


КТРУ и бензин: пример описания объекта закупки


Итак, попробуем закрепить полученные знания на примере составления технического задания на закупку бензина. В отношении бензина КТРУ предусматривает:

Наименование: «Бензин автомобильный (розничная реализация)»

Единицу измерения: «Литр;^кубический дециметр (л;^дм[3*])»

Следующее описание товара:

Каталог товаров, работ, услуг

А вот пример классического технического задания на поставку бензина, в котором сосредоточен целый ряд нарушений не только КТРУ, но и ст.33 Закона № 44-ФЗ:


техническое задание заказчика на закупку бензина


  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)»;
     
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и < 98, экологический класс: не ниже К5». По действующим правилам подачи заявок участниками участник закупки в составе подаваемой заявки должен будет указать конкретные показатели данных параметров, т.е. «95» и «К5», которые и перенесутся в контракт;
     
  3. Заказчиком указываются дополнительные требования к бензину, в том числе со ссылкой на обязательный технический регламент, однако обоснование указание таких дополнительных требований в документации о закупке отсутствует;
     
  4. Заказчиком указано, что качество товара «должно соответствовать ГОСТам и ТУ», при этом не указано каким именно ГОСТам и каким именно ТУ бензин должен соответствовать, что также недопустимо, т.к. такое техническое задание не определяет конкретные требования к закупаемой продукции. Дополнительно именно такая формулировка вводит противоречивые требования заказчика: поставляемый товар не может одновременно соответствовать и ГОСТу, и ТУ, т.к. в большинстве случаев они содержат взаимоисключающие показатели;
     
  5. Требование заказчика о том, что «обязательно наличие автозаправочных станций в других районах Свердловской области» без указания в каких именно районах такие автозаправочные станции должны быть, не позволяет заказчику определить соответствие действий исполнителя условиям контракта, что также является нарушением ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


КТРУ и компьютеры: проблемы описания объекта закупки


Еще одним наиболее распространённым примером применения КТРУ является поставка компьютерного оборудования. Правила применения КТРУ в данном случае аналогичны тем, что были описаны выше. Вместе с тем, компьютеры, в отличие от бензина, часто закупаются в сборе, как автоматизированные рабочие места. В связи с этим возникает основной вопрос: применяется ли КТРУ в данном случае и если да, то как заказчику определить предмет закупки всего комплекта?

По нашему мнению каталог в указанном случае должен применяться. Отказ заказчика от применения КТРУ по причине несоответствия предмета закупки наименованиям позиций каталога будет расцениваться как необоснованных уход от применения КТРУ. Предмет закупки в данном случае можно обозначить укрупненно, например, «поставка компьютеров в сборе», который в техническом задании расшифровать, приведя конкретные позиции из КТРУ: «поставка компьютеров в сборе, включая: монитор, мышь, …».


Ошибки КТРУ


Заказчики делают много ошибок при применении КТРУ, но и сам КТРУ содержит в себе ошибки. Ошибки КТРУ можно условно разделить на два типа: «КТРУ не содержит показателей, необходимых заказчику» и «КТРУ содержит товары, которых нет в природе».

Разберем первый тип ошибки.
Пример
– поставка МФУ. В КТРУ содержаться следующие обязательные требования к МФУ:

Каталог товаров, работ, услуг

Из приведенных требований видно, что КТРУ не допускает возможность поставки МФУ с ресурсом печати меньше 35 000. А что делать, если заказчику необходимо закупить МФУ именно с таким ресурсом?

КТРУ не должен препятствовать осуществлению тех закупок, которые необходимы заказчику. В данном случае следует считать, что требуемый заказчику товар в КТРУ отсутствует и производить его описание в соответствии с общими требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Однако, при принятии такого решения заказчику необходимо быть крайне осторожным и убедиться именно в том, что КТРУ объективно не содержит необходимого ему товара и это не тот случай, когда указанные в КТРУ характеристики просто не удовлетворяют его пожеланиям.

Разберем второй тип ошибки.
Пример – инсулин растворимый (человеческий полусинтетический).

Каталог товаров, работ, услуг

Каталог товаров, работ, услуг

В данном случае ничего поделать нельзя. Единственный выход – проводить закупку не в соответствии с КТРУ и написать в Минфин о наличии соответствующей ошибки, а также службу поддержки ЕИС. Сохранить копии обращений для предъявления контролерам.


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.



Читайте другие статьи, комментарии специалистов:


Картинка

Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018: подробный комментарий
Статья о приказе, предусматривающем условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также о проблемах, которые несет данный документ.


Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Картинка

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?
Статья рассказывает о причинах, по которым госзакупки в нашей стране не являются эффективными, а также о том, почему в ближайшее время эта ситуация не поменяется.



Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!