44-ФЗ

электронный журнал

Запрос котировок в электронной форме

Опубликовано 13.11.2018

КартинкаВ данной статье мы подробно расскажем о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик при осуществлении данного способа закупки.

В случае, если после прочтения статьи у Вас останутся какие-либо вопросы, связанные с процедурой запроса котировок в электронной форме, в том числе в части участия в такой процедуре, Вы можете всегда адресовать их нам. Мы будем рады Вам помочь.

Условия проведения запроса котировок
в электронной форме


Для запроса котировок в электронной форме Закон № 44-ФЗ устанавливает аналогичные его «бумажному» аналогу ограничения (ч. 2 ст. 82.1):

  1. начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей;
  2. годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% СГОЗ (совокупного годового объема закупок заказчика) и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.
Под годовым объемом закупок проверяющие органов контроля обычно понимают суммы заключенных заказчиком контрактов по результатам проведения данного способа. При этом к учету принимаются как контракты, заключенные по результатам состоявшихся запросов котировок, так и по результатам несостоявшихся процедур.

Пример:

Заказчик объявил запрос котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта равной 500 тыс. рублей. На запрос котировок подана заявка от единственного участника с ценой 400 тыс. рублей. Заказчик продлил срок подачи заявок, но больше заявок не поступило. Заявка единственного участника признана комиссией заказчика соответствующей всем требованиям и контракт с ним заключен на сумму 400 тыс. рублей по основанию, предусмотренному п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В ходе исполнения заключенного контракта выяснилось, что потребность в части поставляемой продукции у заказчика отпала и контракт был расторгнут по соглашению сторон с частичным исполнением на сумму 300 тыс. рублей. Итого в данном примере мы имеем три суммы: 500 тыс. рублей (начальная (максимальная) цена контракта), 400 тыс. рублей (цена фактически заключенного контракта) и 300 тыс. рублей (цена исполнения контракта).

Какую из перечисленных сумм должен учесть заказчик в 10% годового объема закупок, осуществленных запросом котировок в электронной форме?


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.


Ответ окажется неожиданным: с точки зрения Закона № 44-ФЗ заказчик не должен учитывать какую-либо сумму в 10 % годового объема закупок. Вместе с тем, практика применения Закона № 44-ФЗ, в том числе практика проверок деятельности заказчиков органами контроля, подсказывает нам взять к учету сумму 400 тыс. рублей, т.е. сумму заключенного контракта.

Пояснение: контракт с единственным участником закупки в рассматриваемом примере заключается на основании п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, т.е. способ закупки – единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), а не электронный запрос котировок. Процедуры электронного запроса котировок фактически не было, т.к. она признана несостоявшейся. Соответственно принимать к учету какую-либо сумму нет оснований.

Вместе с тем, практика применения говорит об обратном. Во многом она сформировалась на основании позиции Минэкономразвития России, согласно которой:

"заключение контракта в соответствии с указанным пунктом следует рассматривать как продолжение закупки, начатой путем проведения запроса котировок. Таким образом, в годовой объем закупок, который проводится путем запроса котировок (10%), включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при несостоявшемся запросе котировок".

из письма Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3819

Указанное разъяснения дано в отношении «бумажных» процедур, но по аналогии в полной мере может быть применено и к электронному запросу котировок.

В заключении следует отметить, что в период с 01.07.2018 до 01.01.2019, когда заказчики праве проводить как электронные запросы котировок, так и «бумажные», 10% СГОЗ для двух указанных процедур являются едиными (ч. 45 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Порядок проведения запроса котировок
в электронной форме


Порядок проведения запроса котировок в электронной форме значительно отличается от «бумажного» запроса котировок. Дело не только в том, что такой запрос котировок проводится на электронной площадке. В электронном запросе котировок иные сроки проведения процедуры и несколько иные требования к подаче заявки участниками.

Отличие запроса котировок в электронной форме
от электронного аукциона

Электронный запрос котировок нельзя также сравнивать с электронным аукционом. Общее в указанных процедурах только одно – выбор победителя осуществляется исходя из наименьшего предложения по цене. Все всем остальном данные процедуры различны между собой.

Различны они между собой в первую очередь тем, что в электронном аукционе участники торгуются по цене, а в электронном запросе котировок предложение о цене сразу фиксируются участниками в подаваемых ими заявках и в дальнейшем не торгуются. Помимо этого электронные аукционы могут проводиться в закрытой форме, возможно проведение несколькими заказчиками совместных аукционов, а также Закон № 44-ФЗ в отдельных случаях допускает возможность проводить аукционы с неопределенным объёмом закупаемой продукции. Все вышеуказанное недопустимо при проведении запроса котировок в электронной форме. Такая процедура во всех случаях проводится в открытой форме, конкретным заказчиком и с четко определенным объемом закупаемой продукции.


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.


Порядок проведения запроса котировок
в электронной форме приведен на следующей схеме:

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Размещение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме


Между днем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки и днем окончания подачи заявок должно пройти минимум 5 рабочих дней. В противном случае может быть наложен штраф.

Согласно ч. 1 ст. 82.2 Закона № 44-ФЗ заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса предложений в электронной форме не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Следует обратить внимание, что 5 рабочих дней должны пройти непосредственно до даты истечения срока подачи заявок. Следовательно, сама дата окончания подачи заявок не может засчитываться в указанных срок. Помимо этого, согласно положениями ст. 191 ГК РФ дата размещения в ЕИС извещения также не засчитывается в названный срок, т.к. «течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало». Несоблюдение указанного правила может повлечь за собой применение административной ответственности к заказчику в виде штрафа в размере 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

С 1 января 2019 года на заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков распространяется действие блокирующего контроля по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Данное обстоятельство следует принимать во внимание при размещении в ЕИС информации о проведении запроса котировок. В противном случае за нарушение сроков размещения информации в ЕИС на заказчика может быть наложен штраф.

Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом № 44-ФЗ размещению в ЕИС, размещаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в ЕИС. Согласно п. 15 названного постановления в случае несоответствия контролируемой информации требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, объекты контроля не размещаются в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.

Напомним, что согласно ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ объектом контроля, помимо прочего, выступает извещение об осуществлении закупки. Даже если такое извещение будет полностью соответствовать требованием Закона № 44-ФЗ, его фактическое размещение может произойти на следующий рабочий день, а не в день, когда заказчик направить такое извещение на контроль. Соответственно это может повлечь за собой нарушение установленных Законом № 44-ФЗ сроков, в том числе в части сокращения заказчиком срока подачи заявок.

При проведении запроса котировок в электронной форме заказчиком не разрабатывается документация об осуществлении закупки. Это накладывает определенный отпечаток на особенностях составления, заключения и исполнения контракта, речь о котором пойдет ниже.

После размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки процедура запроса котировок считается объявленной.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Подача участниками заявок на участие в запросе котировок в электронной форме


Принять участие в процедуре запроса котировок могут только участники, прошедшие регистрацию в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке. Помимо этого для участия в запросе котировок в электронной форме участнику потребуется наличие специального счета, с которого будет списываться плата за участие в процедуре запроса котировок, если участник закупки выиграет в этой процедуре или станет единственным участником.

В отличие от «бумажного» запроса котировок запрос котировок в электронной форме не предполагает права заказчика на установление требований к форме заявки. В связи с этим заявка участником во всех случаях подается в свободной форме.

Содержание подаваемой участником заявки определено ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ и схоже с содержание заявок в иных процедурах, проводимых в электронной форме. Отдельное внимание необходимо обратить на следующие аспекты подготовки и подачи участником заявки:

  • Сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара либо товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, оказании услуг указываются участником только в случае применения заказчиком актов об импортозамещении (запретов, ограничений в допуске, особых условий допуска), принятых в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Информация о применении таких актов должна быть указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки. В отсутствие такой информации в извещении сведения о стране происхождения товара участником закупки могут не предоставляться.
Сведения о стране происхождения товара должны быть указаны участником в заявке в отношении всех товаров, предлагаемых к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг. Указание двух и более стран в отношении одной позиции товара не допускается, даже в том случае, если товар может быть произведен во всех указанных странах.

Исключение составляют лишь случаи разбивки требуемого заказчиком объема по соответствующей позиции на каждую из стран.


Пример:

Требуемый заказчиком объем поставки – 100 шт.

Предложение участника № 1 – «Россия» (допустимо)

Предложение участника № 2 – «Россия, Республика Беларусь» (недопустимо)

Предложение участника № 3 – «Россия – 50 шт, Республика Беларусь – 50 шт» (допустимо)


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.


В случае осуществления заказчиком закупки нескольких товаров в составе одного комплекса (комплекс выступает предметом закупки) страна происхождения товара указывается только в отношении комплекса в целом, а не в отношении всех товаров, входящих в такой комплекс.

При указании страны происхождения товара также следует учитывать, что ни один акт об импортозамещении по состоянию на 06.11.2018 не распространяется на закупки работ и услуг, за исключением постановления Правительства РФ от 14.01.2017 № 9, которое применяется только в закупках для нужд обороны страны и безопасности государства. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев при осуществлении заказчиком закупок работ и услуг указание участником страны происхождения товаров не требуется.

  • Закон № 44-ФЗ предусматривает право заказчика при описании объекта закупки использовать указание на товарные знаки закупаемых товаров, но с обязательной приставкой слов «или эквивалент». Более подробно об этом можно узнать в ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Если заказчик воспользовался правом на указание в описании объекта закупки товарного знака, то участник, согласный поставить товар этого же товарного знака, может не указывать в заявке показатели товара даже в том случае, если заказчиком в техническом задании указаны диапазоны значений в отношении таких показателей.

Пример:

У заказчика в техническом задании установлено «Поставка краски Tikkurila или эквивалент, цвет: голубой или синий»

Участник подает заявку с согласием, сформированным автоматически электронной площадкой, и больше никаких сведений не предоставляет.

В указанном случае заявка участника должна быть допущена, а контракт заключен на «поставку краски Tikkurila, цвет голубой или синий».


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Рассмотрение котировочной комиссией поступивших заявок


Поступившие на запрос котировок в электронной форме заявки участников рассматриваются комиссией заказчика в течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок. Рассмотрение заявок осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ. По результатам такого рассмотрения комиссия заказчика должна принять одно из двух решений: признать заявку участника соответствующей установленным требованиям либо отклонить заявку.

Отклонение заявки происходит по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ:

  1. непредоставления документов и (или) информации, предусмотренных ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ;
  2. предоставления недостоверной информации;
  3. несоответствие предложения участника запроса котировок требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Как видно из указанных выше оснований комиссия заказчика не вправе отклонить участника, например, за не предоставление в составе заявки копии лицензии или допуска СРО на осуществление вида деятельности, который является предметом закупки. Указанные документы согласно ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ не подлежат включению в состав заявки и не могут быть затребованы заказчиком в составе такой заявки. Передача необходимых заказчику документов может быть предусмотрена проектом контракта. Однако, ставить заключение самого контракта под условие предоставления участником указанных документов не допускается.

Отклонение участника за предоставление в составе заявки недостоверных сведений возможно только при наличии у комиссии заказчика документального подтверждения. Например, письма официального дилера о том, что предлагаемый участником товар не выпускается производителем с указанными участником характеристиками и не может быть модифицирован под требования заказчика. Скриншоты с официальных сайтов производителей и поставщиков товара, на которых указаны иные характеристики товара, чем те, что указаны в заявке участника, обычно не являются достаточным доказательством того, что участником предоставлены недостоверные сведения, т.к. сайты в сети «Интернет» не являются официальным источником информации.

Если у комиссии заказчика на день рассмотрения заявок участников отсутствуют документальные подтверждения того, что участником предоставлены недостоверные сведения, заявка участника должна быть допущена к участию в запросе котировок.

При этом, если недостоверность сведений касалась соответствие участника установленным требованиям (например, участник в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме продекларировал, что он соответствует требованию по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в части наличия у него необходимой лицензии, но при этом заказчик достоверно установил, что такой участник необходимой лицензией не обладает), то заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким участником на основании ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а в случае если недостоверность таких сведений была подтверждена после заключения контракта – в одностороннем порядке расторгнуть контракт с участником на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Если же недостоверность сведений касалась товара, предложенного участником к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг, заказчик обязан будет заключить контракт с таким участником, а после расторгнуть его в одностороннем порядке на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Оценка котировочной комиссией поступивших заявок 


Оценка заявок участников осуществляется исходя из сделанного ими предложения о цене. Чем цена ниже – тем лучше. Остальные критерии, в том числе квалификация исполнителя, повышенное качестве предлагаемой продукции, во внимание не берутся. Если поданная участником заявка, а также сам участник соответствуют всем установленным требованиям, и предложенная таким участником цена является наименьшей, такой участник признается победителем запроса котировок.

Ранжирование заявок по цене осуществляется оператором электронной площадки путем присвоения заявкам порядковых номеров. Первый порядковый номер присваивается заявке, содержащей наименьшее предложение о цене контракта. В случае, если в нескольких заявках содержаться одинаковые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая была подана ранее по времени.

Из данного правила есть одно исключение: проведение запросов котировок с применением приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, если на запрос котировок поступит как заявка, содержащая предложение о поставке товаров из стран ЕАЭС, так и заявка, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. В указанном случае оценка заявок будет происходить с учетом данного приказа.


Пример:

Заявка № 1 – товары из ЕАЭС, предложение по цене – 100 000 рублей

Заявка № 2 – иностранные товары, предложение по цене – 85 000 рублей

В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н предложение по цене, содержащее в заявке № 1, должно быть уменьшено на 15% для целей оценки заявок (100 000 руб. – 15% = 85 000 рублей).

Получается, что предложение по цене в двух заявках одинаковое. При этом победителем запроса котировок в электронной форме будет признан участник, подавший заявку № 1, если его заявка была подана ранее заяки № 2. Контракт же с участником, подавшем заявку № 1, будет заключен по сумме сделанного им предложение, т.е. на 100 000 руб.


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.


По Закону № 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок комиссией заказчика и результаты оценки таких заявок оператором указываются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, который размещается оператором на электронной площадке. Такой протокол включает в себя сведения из протокола рассмотрения заявок, подписанного комиссией заявки, а также информацию о победителе запроса котировок. На практике, протокол рассмотрения и оценки может выглядеть следующим образом:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме

Можно видеть, что такой протокол никакой информации о победителе не содержит. Такая информация размещена непосредственно в ЕИС и выглядит примерно так:

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме 2

Немного не соответствует букве Закона № 44-ФЗ, но подобное достаточно часто встречается в работе информационных систем в сфере закупок.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Признание запроса котировок в электронной форме несостоявшимся


В случае, если после окончания срока подачи заявок на запрос котировок не было подано ни одной заявки или была подана только одна заявка либо по результатам рассмотрения заявок комиссией была допущена только одна заявка или не было допущено ни одной заявки, запрос котировок признается несостоявшимся. В указанных случаях заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня. Это еще одно принципиальное отличие электронного запроса котировок от его «бумажного» аналога, где продление срока подачи заявок осуществлялось только в одном случае: если по результатам рассмотрения заявок все заявки были отклонены комиссией заказчика.

Основной вопрос – с какого именно дня нужно осуществлять продление срока подачи заявок? По нашему мнению срок должен продлеваться со следующего рабочего дня со дня соответственно окончания подачи заявки или со дня размещения протокола рассмотрения заявок, т.е указанные дни не должны засчитываться в установленный Законом № 44-ФЗ четырехдневный срок. В случае, если по результатам продления срока подачи заявок запрос котировок в электронной форме снова признается несостоявшимся, то последствия этого отражены на приведенной ниже схеме.


КартинкаХотите продолжение?
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку экспертных статей и узнавайте первыми ответы на наиболее актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе.



КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей. Чем больше людей узнают о нашем сайте, тем больше у нас будет возможностей подготовить для Вас новые и полезные материалы по тематике закупок.


Составление, заключение и исполнение контракта
по результатам проведения запроса котировок
в электронной форме


Подписываемый сторонами проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, сведений о цене, предложенной победителем или единственным участником, с которым заключается контракт, а также характеристик товара, указанных в заявке такого участника. Подписание такого контракта сторонами осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Подписание контракта по результатам запроса котировок в электронной форме

Исполнение контракта, заключаемого по результатам запроса котировок в электронной форме, имеет ряд особенностей, обусловленных отсутствием в рассматриваемой процедуре закупки документации.

Так, согласно ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается изменение сторонами цены заключенного контракта в сторону уменьшения (при сохранении иных условий контракта), а также изменение объема закупаемой продукции в пределах 10%, если соответствующее право было предусмотрено в контракте и в документации о закупке.

Ввиду того, что при проведении запроса котировок в электронной форме документация о закупке не разрабатывается, предусмотреть соответствующее право сторон на изменение условий контракта при его исполнении просто негде. Таким образом, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не может быть применена к запросу котировок в электронной форме.


Читайте другие статьи, комментарии специалистов:


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Картинка

Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018: подробный комментарий
Статья о приказе, предусматривающем условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также о проблемах, которые несет данный документ.


Картинка

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?
Статья рассказывает о причинах, по которым госзакупки в нашей стране не являются эффективными, а также о том, почему в ближайшее время эта ситуация не поменяется.



Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!