Улучшенные характеристики по 44-ФЗ

Улучшенные характеристики по 44-ФЗС ситуациями, при которых требуется изменить предмет контракта, эксперты консультационного центра “Закон.гуру” знакомы не понаслышке. Подобные вопросы поступают в центр постоянно уже на протяжении многих лет. В настоящей статье мы разберем:

  1. случаи, при которых заказчик по согласованию с поставщиком может внести изменения в контракт в части замены одного товара (работы, услуги) на другой, имеющий улучшенные характеристики; 
     
  2. какие характеристики являются действительно улучшенными, а какие нет?
  3. как на изменение характеристик смотрят проверяющие?
  4. ситуации, при которых заказчик с поставщиком ни при каких обстоятельствах не могут (не вправе) подписать дополнительное соглашение контракту о замене предмета на улучшенный;
  5. ответственность заказчика и поставщика за подписание соглашения об изменении предмета контракта в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ. 

Надеемся, что материал, изложенный в статье, окажется полезным читателю. При возникновении дополнительных вопросов по данной теме читатель может адресовать их нам в ветке коротких консультаций “Вопрос-ответ” или, вступив в нашу закрытую группу в WhatsApp, задать его непосредственно. 

В каких случаях можно менять продукцию на улучшенную?

Изменение предмета контракта на иной, имеющий улучшенные характеристики, возможно только при исполнении контракта. При заключении контракта предмет менять недопустимо. Поэтому, если поставщик изначально понимает, что он не сможет поставить предложенную им продукцию, то не стоит убеждать заказчика сразу заключить контракт с измененным предметом. 

Если заказчик согласится с данным предложением, то не только заказчик, но и поставщик могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ за заключение контракта на иных условиях, нежели чем были предусмотрены документацией о закупке и заявкой участника. Административный штраф в указанном случае составляет 1 % от НМЦк и накладывается на обе стороны (для заказчика максимальный штраф составляет 30 000 рублей, а для поставщика (юридическое лицо) - 300 000 рублей. 

Если заказчик откажется от предложения участника, что, собственно говоря, верно и правильно с точки зрения Закона № 44-ФЗ, то поставщик, настаивая на своем может “угодить” в РНП за уклонение от заключения контракта. Поэтому, понимая невозможность исполнения контракта на предложенных условиях поставщик должен всегда подписать контракт, а уже потом решать данные вопросы (например, путем подписания соглашения о расторжении контракта или применив по соглашению с заказчиком ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Изменить предмет контракта на улучшенный можно во всех случаях заключения контракта по Закону № 44-ФЗ: способ закупки, по результатам которого заключается контракт, значения не имеет; наличие или отсутствие в контракте соответствующего условия о праве сторон на изменение контракта также не является препятствием к подписанию дополнительного соглашения к контракту об изменении предмета на улучшенный (т.к. ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ не ставит под условие применения данной нормы в зависимости от содержания контракта). Соответственно предмет может быть изменен как в контракте, заключенном по результатам конкурентной процедуры закупки, так и в контракте, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика вне зависимости от текста контракта. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Какие характеристики являются улучшенными, а какие нет?

Основное правило, которое следует запомнить:

Улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержаться в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения в части изменения предмета.


Приведем условный пример. Заказчик покупает принтер Саnon со скоростью печати одной страницы равной 3 секунды. Поставщик предлагает изменить поставляемый принтер на принтер компании HP, скорость печати у которого 1 страницы составляет всего 1 секунду. При этом остальные характеристики принтера HP аналогичны тем, что закреплены в контракте по принтеру Сanon. Очевидно, что принтер HP лучше принтера Canon. Однако, если характеристика по скорости печати одной страницы не была указана в тексте контракта (т.е. изначально не была предусмотрена заказчиком в техническом задании) и содержится только в технических паспортах данных изделий, то подписывать дополнительное соглашение к контракту об изменении предмета в данном случае недопустимо.

Изменять предмет можно тогда, когда одна или несколько характеристик нового товара (работы, услуги) лучше, чем те, которые закреплены в контракте. При этом остальные характеристики не должны ухудшаться. Важно также заметить, что при изменении предмета не должен меняться вид закупаемого товара (работы, услуги). Он должен оставаться прежним. Например, недопустимо вносить изменения в контракт, предметом которого выступает поставка настольных ПК, изменив предмет на поставку ноутбуков (принимая во внимание, что ноутбуки легче и лучше, чем настольные ПК). Настольные ПК можно менять только на настольные ПК, имеющие улучшенные характеристики, а не на ноутбуки и моноблоки, т.к. это полностью другой предмет, а не тот же, имеющий улучшенные характеристики.

Какие характеристики являются улучшенными стороны определяют самостоятельно. Однако, нужно понимать, что контролирующие органы настороженно относятся к любым дополнительным соглашениям, подписываемым сторонами, усматривая в них возможные злоупотребления и ограничение конкуренции. Так, например, отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписания дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно. 

Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым (поставка автомобиля желтого цвета). Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях. В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый автомобиль будет не желтого цвета, а черного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к. желтый цвет автомобиля не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется автомобиль черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше. Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется суде. Поэтому перед подписанием дополнительного соглашения нужно обязательно взвесить все “за” и “против”.

Когда характеристики менять нельзя?

В практике закупок есть ситуации, при которых изменять характеристики закупаемой продукции недопустимо, даже если они действительно являются улучшенными. Приведем примеры:

Нормирование. На день подготовки настоящей статьи к публикации органы власти, органы местного управления, осуществляющие функции ГРБС или учредителя бюджетного учреждения, обязаны принять нормативные акты, определяющие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг. Об этом мы уже писали в одной из наших статей. Характеристики закупаемой продукции, установленные в таких актах, являются строго обязательными для заказчика, т.е. он просто не может принять иную продукцию, выходящую за те значения по характеристикам, которые установлены в соответствующем акте. Соответственно подписание любых соглашений об изменении товара (работы, услуги) должно осуществляться с оглядкой на акты о нормировании.

Импортозамещение. Например, приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н, которому мы посвятили отдельную статью, устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение и применение положений ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.

Вступай в закрытую группу WhatsApp по закупкам
Комментарии Disqus