Новые правила ограничения допуска радиоэлектронной продукции иностранного происхождения

Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхожденияС 1 сентября 2019 года ограничение допуска радиоэлектронной продукции при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ регулируется новым постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее по тексту – ППРФ № 878). Действие данного постановления распространяется на все закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный этим постановлением, и извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС начиная с 1 сентября 2019 года.


Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878
"О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Скачать


Содержание:

  1. Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие ППРФ № 878
  2. Планирование закупок радиоэлектронной продукции в 2019 году
  3. Порядок применения ППРФ № 878
  4. Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения

Перечень радиоэлектронной продукции, на которое распространяет свое действие ППРФ № 878

Код ОКПД2 Наименование радиоэлектронной продукции
26 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое
27.1 Электродвигатели, генераторы, трансформаторы и электрическая распределительная
27.2 Батареи и аккумуляторы
27.31 Кабели волоконно-оптические
27.32 Провода и кабели электронные и электрические прочие
27.33.13.130 Арматура кабельная
27.33.13.140 Контакторы электромагнитные
27.33.13.150 Пускатели электромагнитные
27.33.13.160 Аппараты электрические для управления электротехническими установками, кроме контакторов и пускателей электромагнитных, реле управления и защиты
27.33.13.190 Устройства коммутационные и (или) предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки
27.4 Оборудование электрическое осветительное
28.99.2 Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемое для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев
28.99.5 Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или платин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения

Планирование закупок радиоэлектронной продукции в 2019 году

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного закона. Это означает, что до 31 декабря 2019 года (включительно) заказчики обязаны формировать план закупки и план-график по ранее установленным формам и правилам, в том числе указывать в плане-графике информацию о применении соответствующего акта об импортозамещении, принятого в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчиком в плане-графике ранее была запланирована закупка со ссылкой на постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (далее по тексту – ППРФ № 968) и планируемым сроком размещения извещения, приходящимся на сентябрь 2019 года и позднее, заказчику придется до объявления такой закупки внести изменения в план-график, исправив ссылку на ППРФ № 878.

Благо, что с 1 июля 2019 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до даты размещения в ЕИС извещения, а не 10 дней, как это было ранее (при этом дата размещения в ЕИС извещения и дата внесения изменений в план-график не засчитываются в указанный однодневный срок - ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Однако, это не единственный случай, когда заказчику потребуется внести изменения в утвержденный план-график в 2019 году в связи с вступлением силу ППРФ № 878.

Во-первых, следует помнить о том, что ППРФ № 878 предусматривает установление Минпромторгом России особого порядка обоснования НМЦк в отношении радиоэлектронной продукции, подпадающей под действие ППРФ № 878 и включенной в реестр, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением.

На день подготовки настоящего материала к публикации, такой порядок Минпромторгом России еще не установлен. До его утверждения заказчики обосновывают НМЦк на поставку радиоэлектронной продукции методом анализа рынка цен. О пяти основных ошибках, допускаемых заказчиками при применении данного метода, читайте в нашем специальном материале.

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены заказчиком непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование. Это обусловлено требованием ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Сама ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, но несмотря на это обоснование НМЦк должно прикрепляться к плану-графику весь 2019 год (прим.: мы уже отмечали ранее, что ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ предусматривает обязанность заказчика планировать закупки в 2019 году по правилам, действовавшим до дня вступления данного закона в силу).

Соответственно, если закупка будет объявляться заказчиком после утверждения Минпромторгом России названного порядка обоснования НМЦк, заказчику также потребуется внести изменения в план-график, если обоснование НМЦк в плане-графике им осуществлялось по общим правилам, предусмотренным ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, ППРФ № 878 устанавливает требование о том, что радиоэлектронная продукция, включенная и не включенная в перечень, установленный постановлением, не может быть предметом одного контракта (лота). Принимая во внимание, что перечни радиоэлектронной продукции, установленные ППРФ № 878 и ППРФ 968, отличаются друг от друга, заказчику, начиная с 1 сентября 2019 года, нужно каждый раз проверять соответствие объекта закупки данному требованию и при необходимости вносить изменения в план-график, в том числе путем дробления закупок радиоэлектронной продукции на более мелкие.

Порядок применения ППРФ № 878

ППРФ № 878, как и многие другие постановления Правительства РФ об импортозамещении, устанавливает ограничение допуска иностранной продукцию по правилу «третий лишний». При наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика, и содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, разных производителей, заявки, предлагающие радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения, отклонятся.

Учитывая, что радиоэлектронная продукция закупается преимущественно открытым аукционом в электронной форме, у заказчиков может возникнуть резонный вопрос: на этапе рассмотрения первых или вторых частей отклонять заявки, содержащие предложение о поставке радиоэлектронной продукции иностранного происхождения?

Мы считаем, что отклонение возможно только на этапе рассмотрения вторых частей заявок. Объяснение: согласно п. 3 ППРФ № 878 недостаточно просто иметь 2 заявки, содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции разных производителей, включенной в реестр. Важно, чтобы указанные заявки также соответствовали требованиям извещения и документации о закупке. Теоретически может сложиться ситуация, при которой одна из двух «российских» заявок не будет соответствовать требованиям к содержанию второй части заявки (например, будет содержать в себе неактуальную версию устава юрлица). В этом случае оснований для отклонения «иностранных» заявок не возникает.

Рассмотрим применение правила «третий лишний» на конкретных примерах. Посмотрите на них внимательно. Возможно, что в отдельных случаях, Вы бы приняли иное решение о допуске/отклонении «иностранных» заявок.

Ситуация Ситуация 1 Ситуция 2 Ситуация 3
Участник 1 Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А
Участник 2 Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель Б
Участник 3 Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель Б Продукция произ-ва Россия, нет в реестре, производитель В Продукция произ-ва Россия, есть в реестре, производитель А и Б
Участник 4 - - Продукция произ-ва Китай, нет в реестре, производитель С
Решение заказчика Все участники должны быть допущены Заявка участника № 3 должна быть отклонена Заявка участника № 4 должна быть отклонена
Пояснение Нет 2 заявок, удовлетворяющих требования ППРФ № 878 (одинаковые производители) Несмотря на указание участником, что радиоэлектронная продукция произведена в России, отсутствие такой продукции в реестре делает такую заявку «иностранной» Несмотря на совпадение производителей в заявках участников 1-3, заявки 1 и 2 содержат предложение о поставке разных производителей и следовательно, заявка участника 4 должна быть отклонена

Подготовка обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения

Порядок подготовки обоснования установлен ППРФ № 878. Согласно данному порядку обоснование составляется в свободной форме, но при этом должно содержать следующие сведения:

1) указание на одно из следующих обстоятельств:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

2) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;

3) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;

4) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки, при которой выбрано обстоятельство из подпункта «б»).

Обратим внимание читателя на последний пункт. В обосновании должно быть приведены все зарегистрированные в реестре наименования радиоэлектронной продукции и напротив каждого из них должно быть указано, какому именно требованию заказчика, указанному в техническом задании, такая продукция не соответствует. Перечень указываемой в обосновании радиоэлектронной продукции должен соответствовать перечню радиоэлектронной продукции, относимой реестром к конкретному классу (прим.: на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС). Если в обосновании будет отсутствовать хотя бы одно наименование радиоэлектронной продукции из реестра, органы контроля будут считать, что необходимое обоснование заказчиком в ЕИС не размещено.

Несмотря на то, что ППРФ № 878 предусматривает принятие Правительством РФ отдельного порядка размещения рассматриваемого обоснования в ЕИС, мы считаем, что его ждет та же судьба, что и порядок размещения в ЕИС невозможности покупки программного обеспечения отечественного происхождения: такой порядок никогда не будет принят. Соответственно обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения должно размещаться заказчиком вместе с извещением и документацией об осуществлении закупки.

Надеемся, что данная статья оказалась для Вас полезной и Вы найдете минуту времени, чтобы оставить свой комментарий о ней ниже. Также рекомендуем подписаться на нашу новостную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе проблематики государственных и муниципальных закупок, а также одними из первых узнавать о выходе новых статей на сайте.

Комментарии Disqus