КТРУ: применяем без ошибок

КТРУ: применяем без ошибокКТРУ осложнил работу большинства заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Точнее не сам КТРУ, а то, как он в настоящее время реализован. В данной статье мы подробно разберем порядок использования КТРУ, проблемы, с которыми сталкиваются заказчики при его применении, а также пути их решения. Для удобства мы разбили предлагаемый материал на разделы. Даже если Вы давно используете КТРУ в своей закупочной деятельности, мы рекомендуем ознакомиться со всеми из них. Убеждены, что Вы не зря потратите время.


Содержание:

  1. Правила применения КТРУ
  2. Где найти КТРУ?
  3. КТРУ и ОКПД2
  4. КТРУ и формирование лотов (компьютеры)
  5. КТРУ и бумага офисная
  6. КТРУ и бензин
  7. Основные вопросы, связанные с применением КТРУ
  8. Обоснование заказчика
  9. Будущее КТРУ

Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены в большей степени непониманием заказчиками правил его использования, которые установлены постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила). 


Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145
"Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Скачать


Мы предлагаем вспомнить основные из них. Цветом выделены те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил гласит:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования (если КТРУ предусматривает описание товара, работы, услуги в соответствующей позиции).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:


Заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам даже при наличии соответствующего обоснования. Заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками. При этом каждая из таких дополнительных характеристик должна быть обоснована.

Где найти КТРУ?

Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Дополнительная информация» и из него перейти в подраздел «Каталог товаров, работ, услуг (44-ФЗ)».

Где найти КТРУ в ЕИС

КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему.

Укрупненные и обычные позиции КТРУ

Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать для применения. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.

Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 1 Аналогичные лекарственные препараты по КТРУ 2

Ответ на данный вопрос следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее просто нет в КТРУ. Вместе с тем, она может появиться впоследствии. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при планировании соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ максимальное значение по диагонали монитора установлено «> 26 дюймов».

При этом заказчику нужен монитор не меньше 32 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе получит монитор диагональю 26 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ мониторы для подключения к компьютеру

КТРУ и формирование лотов (компьютеры)

КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

КТРУ и бумага офисная

Правила применения КТРУ лучше всего рассматривать на конкретных примерах. Бумага для принтеров как нельзя лучше подходит для этого, т.к. каждый заказчик ее закупает в том или ином объеме.

Итак, вся офисная бумага включена в КТРУ в виде позиции 17.12.14.000-00000001 с наименованием «Бумага форматная» (укрупненная позиция). Предположим заказчику необходима бумага SvetoCopy формата А4 в упаковке 500 листов в пачке. На сайте одного из поставщиков данная бумага имеет следующие характеристики.

Характеристики бумаги Светокопи А4
Характеристики бумаги Светокопи А4

Формату бумаги А4 соответствует позиция КТРУ 17.12.14.000-00000008, которая содержит вот такие показатели:

КТРУ бумага форматная (офисная) КТРУ бумага форматная (офисная) КТРУ бумага форматная (офисная) КТРУ бумага форматная (офисная)

На основании указанных данных определим предмет контракта и составим описание объекта закупки. Если предметом контракта у заказчика будет выступать только бумага формата А4, то заказчик не вправе определить предмет закупки как «поставка офисной бумаги», «поставка бумаги SvetoCopy или эквивалент», «поставка бумаги формата А4», «поставка бумаги для принтеров» и т.д.

Согласно Правилам (см. выше) наименование закупаемой продукции формируется в соответствии с КТРУ. Рассматриваемая нами позиция КТРУ определяет наименование как «Бумага форматная». Соответственно предметом закупки должно быть, например: «Бумага форматная», «Поставка бумаги форматной», «Поставка бумаги форматной SvetoCopy или эквивалент». Варианты, не содержащие наименования из КТРУ, не будут соответствовать установленным требованиям.

После определения предмета контракта заказчик должен определить объем закупаемой продукции. Тут начинается самое интересное. Согласно позиции 17.12.14.000-00000008 единица измерения по ОКЕИ бумаги форматной определена как «лист». Если заказчику необходимо купить целый фургон бумаги, он не вправе указывать количество используя в качестве единицы «упаковка» или «пачка». Единица измерения количества, используемая заказчиком, должна всегда соответствовать КТРУ. Он не вправе ее изменить даже при наличии обоснования (см. выше).

Соответственно если заказчику нужно купить 500 упаковок бумаги, то его объем закупки будет равен 1 250 000 листов (500 листов * 5 пачек * 500 упаковок). Указанный объем должен быть указан в плане-графике, в техническом задании документации и, внимание, в контракте (т.к. контракт составляется на условиях документации , а не заявки участника (прим.: участник не указывает объем в составе поедаемой им заявки ввиду того, что он не является показателем предлагаемого им товара)). Таким образом, предметом закупки выступает 1 250 000 листов, а не 2 500 пачек.

Это может повлечь за собой проблемы с оформлением документов о приемке (прим.: в данном случае товарных накладных).Заказчик будет требовать от поставщика указание объема в той же единице измерения, что закреплена в контракте, а поставщик просто не будет иметь возможности указать ее, т.к. со склада он отпускает пачки, а не листы. Решение данной проблемы состоит в расшифровке установленного объема на основании сведений об упаковке, указанных в заявке участника. Например, 1 250 000 листов (2 500 пачек). Такая расшифровка приводится в заключенном контракте и в товарных накладных, подписываемых сторонами.

Остается дело «за малым» - определить техническое задание на основании КТРУ. В КТРУ по бумаге приведено 5 характеристик:

- количество листов в упаковке;

- марка бумаги;

- масса бумаги площадью 1 м2;

- формат;

- цветность.

Все указанные характеристики являются обязательными для применения. Используя характеристики производителя и совмещая их с характеристиками, изложенными в КТРУ, заказчик может описать техническое задание следующим образом:

- количество листов в упаковке: > 500 штук

- марка бумаги: не ниже С

- масса бумаги площадью 1 м2: < 80 г.

- формат: А4

- цветность: белая

Составляя техническое задание заказчик не может указать, например, «количество листов в упаковке: 500 штук», «марка бумаги: С», т.к. неиспользование слов типа «не ниже», знаков типа «>» в данном случае будет нарушать Правила применения КТРУ. Указание дополнительных характеристик в техническом задании (например, "яркость: 95%"; "белизна: 146 %") возможно только при наличии обоснования, подробнее о котором мы расскажем ниже.

КТРУ и бензин

Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.

КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.

КТРУ бензин КТРУ бензин

А вот пример одного из технических заданий, которое мы нашли в ЕИС после вступления в силу данной позиции КТРУ:

Пример описания бензина без учета КТРУ

Заказчик в описании нарушил не только требования КТРУ, но и ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Вот его ошибки:

  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть указано, например: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)».
     
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и < 98, экологический класс: не ниже К5». Далее участники закупки в составе подаваемых заявок должны будут указать конкретные показатели данных параметров, т.е. «95» и «К5», которые и перенесутся в заключаемый с победителем контракт.
     
  3. Заказчиком указаны дополнительные требования к бензину, в том числе со ссылкой на обязательный технический регламент, однако обоснование указание таких дополнительных требований в документации о закупке отсутствует.
     
  4. Заказчиком указано, что качество товара «должно соответствовать ГОСТам и ТУ», при этом не указано каким именно ГОСТам и ТУ бензин должен соответствовать, что является недопустимым, т.к. техническое задание не определяет конкретные требования к закупаемой продукции. Помимо прочего, такая формулировка вводит противоречивые требования к закупаемой продукции: товар не может одновременно соответствовать и ГОСТу, и ТУ, т.к. в большинстве случаев они содержат взаимоисключающие показатели.
     
  5. Требование заказчика о том, что «обязательно наличие автозаправочных станций в других районах Свердловской области» без указания конкретных районов не позволяет определить соответствие предложения участника условиям технического задания, что является нарушением ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Основные вопросы, связанные с применением КТРУ

На большую часть вопросов, которые возникаю при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, не охваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, услуги по промышленной уборке (код позиции КТРУ 81.22.10.000-00000002).

Отсутствуют характеристики в КТРУ

Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не требует формирования отдельной строки в плане-графике (как, например, происходит при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика отражается в плане-графике отдельной строкой, то учитывая Правила, устанавливающие обязательность применения КТРУ не только при осуществлении закупки, но и при ее планировании мы считаем, что КТРУ должен применяться. Однако, в последнему случае он будет применяться только при планировании закупки. В заключаемом контракте стороны укажут конкретные показатели закупаемой продукции, соответствующие диапазонным значениям, установленным в плане-графике из КТРУ.

Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

КТРУ стенд коронарный

Ответ: Мы считаем, что описание должно переносится в техническое задание несмотря на отсутствие специального примечания о том, что оно является обязательным для применения. Обусловлено это отсутствием каких-либо отдельных указаний на этот счет в Правилах. Вопрос о предоставлении участником какого-либо предложения по указанному описанию в составе заявки должен быть решен инструкцией по заполнению заявки, которая является необходимой частью любой закупочной документации.

Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».

Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.

Пример неправильного обоснования:

Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4)  потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога.

Пример правильного обоснования:

Дополнительные функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (товара))
Наименование характеристики Значение Обоснование необходимости использования дополнительной информации
Количество пикселей на матрице встроенной камеры ≥1,9 Миллионов пикселей Обусловлено необходимостью отображения четкого изображения во время видео-конференц-связи
Глубина моноблока с подставкой ≤ 250 мм Обусловлено необходимостью минимизации занимаемого пространства на рабочем столе сотрудника
Количество портов RJ-45 ≥1 шт. Обусловлено необходимостью подключения персонального компьютера к корпоративной сети
Количество слотов M.2 ≥ 1 шт. Обусловлено возможностью модернизации персонального компьютера как в гарантийный период использования, так и в постгарантийный
Кэш-память процессора ≥ 6 МБ Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда
Тип оперативной памяти DDR4 Обусловлено необходимостью использования персонального компьютера на протяжении большого времени и с целью упрощения постгарантийного обслуживания
Максимальная тактовая частота процессора ≥ 3,50 ГГц Обусловлено: -высокими требованиями операционной системы к производительности вычислительной подсистемы; -увеличением скорости работы сотрудника благодаря повышенной производительности вычислительной подсистемы и улучшением условий труда

Будущее КТРУ

Будущее КТРУ закреплено в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. Основной посыл Концепции – использование КТРУ для расчета референтных цен, которые должны будут применяться при обосновании начальных (максимальных) цен для основной массы закупок.

Напомним, референтные цены с 1 января 2019 года должны уже применяться при осуществлении закупок лекарственных средств. Однако, возникшие технические сложности с их расчетом не позволили запустить данный процесс вовремя. Подробнее о применении референтных цен при осуществлении закупок лекарственных средств можно ознакомится в статье «Приказ № 871н или как избежать нарушений при обосновании НМЦк на закупку лекарств». Возможно, что указанные сложности возникнут и при расчете референтных цен на иные виды товаров, работ, услуг. Основная проблема референтных цен в том, что они довольно часто являются заниженными и не соответствуют рынку. Это приводит к признанию проводимых процедур закупок несостоявшимися ввиду полного отсутствия заявок от участников.

Несмотря на это, Концепция предусматривает к 2020 году завершить формирование не менее 28 разделов КТРУ, охватывающих основную часть закупок товаров, работ, услуг.

Надеемся, что данная статья оказалась для Вас полезной и Вы найдете минуту времени, чтобы оставить свой комментарий о ней ниже. Также рекомендуем подписаться на нашу новостную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе проблематики государственных и муниципальных закупок, а также одними из первых узнавать о выходе новых статей на сайте.

Комментарии Disqus