44-ФЗ

электронный журнал

Антидемпинговые меры: о чем не знают поставщики и заказчики?

Опубликовано 04.12.2018

КартинкаВ данной статье мы расскажем как об особенностях применения ст. 37 Закона № 44-ФЗ, о которых, возможно, не знают не только поставщики, но и некоторые заказчики.

 

Если у Вас возникнут какие-то вопросы, пишите их в комментариях к данной статье.

Демпингующее лицо освобождено от предоставления какого-либо обеспечения


Победитель, снизивший НМЦк на 25 и более процентов, может не предоставлять обеспечение исполнения контракта вовсе, если им подтверждена добросовестность. Иными словами, поставщики, значительно снизившиеся по цене, могут теперь не тратить деньги на приобретение банковской гарантии и не перечислять заказчику обеспечение в форме денежных средств на срок исполнения контракта.

Дело в том, что для закупок с НМЦк не превышающей 15 млн рублей ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ устанавливает следующее правило: контракт с участником, снизившимся на 25 и более процентов, заключается после предоставления таким участником обеспечения в 1,5 размере от указанного в документации о закупке или информации, подтверждающей его добросовестность. Слово «или» означает, что участник по своему усмотрению выбирает один из предложенных вариантов.

Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, обязывающей участника предоставлять обеспечение в первоначальном размере, если участником выбрано предоставление информации о своей добросовестности.

Это не просто слова или чье-то частное мнение. Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ (см. определение Верховного суда РФ от 04.12.2017 по делу № А56-55819/2016).


Скачать
Определение ВС РФ от 04.12.2017 по делу № А56-55819/2016


Указанное решение Верховного суда РФ уже оказывает влияние на административную практику (см, например, решение Кировского УФАС России от 21.05.2018 № 206/03-18-3).


Скачать
Решение Кировского УФАС России от 21.05.2018 № 206/03-18-3


Таким образом, при предоставлении участником сведений о добросовестности заказчик не вправе признать участника уклонившимся от заключения контракта в отсутствие обеспечения. Более того, сам заказчик, отказывающийся заключить контракт с таким участником, может быть признан уклоняющимся от заключения контракта.


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Особенности применения антидемпинговых мер


1. Согласно ст. 37 Закона № 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются только при проведении заказчиком конкурса или аукциона. При проведении заказчиком запроса котировок или запроса предложений участник может снижаться по цене без каких-либо последствий. В данных процедурах антидемпинговые меры не применяются.

2. Если НМЦк не превышает 15 млн. рублей подтвердить свою добросовестность участник может только сведениями о контрактах, содержащихся в реестре контрактов. Таким образом, контракты, заключенные участниками не по Закону № 44-ФЗ, а также контракты, заключённые по Закону № 44-ФЗ, но не отраженные в реестре контрактов (например, договоры, заключенные по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), не могут приниматься заказчиками в качестве информации, подтверждающей добросовестность участника.

3. Участник вправе предоставить сведения о ранее исполненных контрактах по Закону № 44-ФЗ с любым предметом, т.е. предмет указанных договоров может не совпадать с предметом проводимой заказчиком закупки.

4. Есть разница в применении антидемпинговых мер при проведении «бумажных» и электронных процедур с НМЦк, которая не превышает 15 млн рублей. Суть состоит в том, что информацию о своей добросовестности в «бумажных» процедурах участник предоставляет в составе подаваемой заявки. Если указанная информация участником не предоставлена, в том числе признана комиссией заказчика недостоверной, контракт с таким участником заключается после предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта.

В электронных же процедурах, напротив, сведения о добросовестности предоставляются участником при заключении контракта. Если такие сведения будут признаны комиссией заказчика недостоверными, то участник признается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем направляются заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, в электронных процедурах участник не имеет права на ошибку, также как у заказчика нет возможности дать время участнику предоставить взамен информации о добросовестности повышенное обеспечение исполнения контракта.


Дополнительные антидемпинговые меры


Выше мы рассмотрели особенности применения общих антидемпинговых мер, которые применяются заказчиками вне зависимости от предмета закупки (предмета договора). В дополнение к общим мерам ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчика применить дополнительные меры к участнику по отдельным предметам закупки. Обратим внимание на то, что дополнительные меры применяются именно дополнительно к общим, а не взамен их.

Так, если предметом закупки является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник в составе своей заявки должен представить обоснование предложенной им цены.

С учетом того, что на практике невозможно различить стандартные закупки указанных товаров от закупок этих же товаров с целью обеспечения нормального жизнеобеспечения, то дополнительные антидемпинговые меры должны применяться заказчикам во всех случаях закупки названных товаров. Например, если заказчик закупает продукты питания для проведения банкета и участник закупки снизился по цене на 25 и более процентов, то дополнительные антидемпинговые меры применяются точно также, если бы заказчик закупал продукты питания для обеспечения поставок гуманитарной помощи.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к обоснованию предложенной участником цены. Также Закон № 44-ФЗ не содержит оснований, по которым комиссия заказчика может отклонить предложенное участником обоснование. Ввиду этого обоснование предоставляется участником в свободной форме и факт его наличия является достаточным аргументом для признания участника исполнившим дополнительные антидемпинговые меры. Отстранение участника в данном случае может быть только по одной причине: отсутствие обоснования предложенной цены.

Вторым случаем, когда заказчик может применить дополнительные антидемпинговые меры, является случай закупки исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса. Согласно ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ заказчик в названном случае вправе предусмотреть различные величины значимости для заявок участников, снизившихся по цене на 25 и более процентов, и предложивших цену в пределах 25% снижения. Однако, если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны оцениваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер


КартинкаНравится эта статья?
Сообщите о ней как можно большему количеству коллег и друзей, а также не забудьте оставить комментарий в поле, указанном ниже. Нам важна Ваша оценка для понимания того, что свою работу мы делаем не зря.


Особенности применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок лекарственных средств


Закон № 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупок лекарственных средств, включенных в перечень ЖНВЛП, заказчик применяет антидемпинговые меры к участнику (общие и дополнительные) только в случае, если участник снизился на 25 и более процентов относительно зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, а не НМЦк. Так, например, если участник снизится на 50 и более процентов от НМЦк, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного препарата, предложенного к поставке, антидемпинговые меры к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не включенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются в общем порядке. Закупка в одном лоте лекарственных препаратов, включенных и не включенных в перечень ЖНВЛП не допускается ни при каких обстоятельствах (в том числе в случае, если НМЦк не превышает 1 млн. рублей и закупаемые препараты функционально связаны между собой), т.к. такое объединение приведет к невозможности применения заказчиком ст. 37 Закона № 44-ФЗ ввиду разности подходов в расчете 25% снижения.

Читайте другие статьи, комментарии специалистов:


Картинка

Требования к отдельным видам ТРУ: комментарий по применению
Статья о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики при применении требований к отдельными видам ТРУ, а также о способах их решения.


Картинка

Применение КТРУ: комментарии, ошибки, практика
Статья о том, как применять каталог товаров, работ и услуг и не совершать ошибок. 

 


Картинка

Приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018: подробный комментарий
Статья о приказе, предусматривающем условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также о проблемах, которые несет данный документ.


Картинка

Запрос котировок в электронной форме 
Статья рассказывает о порядке проведения запроса котировок в электронной форме, об основных отличиях данного способа от его «бумажного» аналога, а также о «подводных камнях», с которыми может столкнуться заказчик и поставщик.


Картинка

Почему госзакупки неэффективны? А может быть это кому-нибудь нужно?
Статья рассказывает о причинах, по которым госзакупки в нашей стране не являются эффективными, а также о том, почему в ближайшее время эта ситуация не поменяется.



Есть вопросы? Оставьте свой комментарий!



 

Хотите знать больше?

Подпишитесь на нашу рассылку и начните получать экспертные материалы по применению законодательства о контрактной системе на e-mail. Это бесплатно!